Сексуальное просвещение. Дети ссср и «дети россии». Что говорят подростки

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

Как в мире устроена программа сексуального обучения, которую в России заменяют религией и традиционными ценностями.

В закладки

Фото Сергея Николаева, «Коммерсантъ»

В 2014 году в России утвердили Конвенцию, в которой говорится о создании в школах уроков полового воспитания. По данным ООН эта программа помогает в борьбе с нежелательной беременностью и ВИЧ-инфекцией, но вопреки этой информации Министр образования РФ заявила, что подобные уроки вводить в школах не будут, зато могут увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики.

Зачем нужно половое воспитание

В 2015 году на шведском телевидении показали короткий образовательный ролик, предназначенный для детей от трёх до шести лет. В нём мультипликационные версии мужских и женских половых органов по имени Вилли и Твинкл объясняли детям своё предназначение, попутно улыбаясь и прыгая по экрану.

Ролик стремительно набрал популярность благодаря сюжету в программе американского комика Конана О"Брайена, получил английскую озвучку и в очередной раз поднял вопрос - как далеко следует заходить государству в вопросе полового воспитания граждан.

Хотя на первый взгляд кажется, что Швеция перегнула палку, следует отметить, что в этой стране половое воспитание ввели ещё в 1930 году социологи Гуннар и Альва Мюрдаль. На создание такой программы обучения их вопрос малообеспеченных и многодетных семей, в которых родители не могли перестать рожать новых детей из-за незнания о способах контрацепции.

Годы спустя власти Швеции поняли, что половое воспитание требуется всем слоям населения, и к 1956 году официально обязательные уроки. К 70-м годам уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, затем распространились далее и стали нормой для западных стран.

Безапелляционных правил в концепции полового обучения нет, и в каждой стране его вводят исходя из суждений властей. Однако основное звено обучения подходит не только детям и подросткам, но и взрослым людям. Его основные задачи - объяснить, как устроено мужское и женское тело, рассказать о важности контрацепции и опасности венерических заболеваний.

Фото Fusion

Как устроено половое воспитание в США

Программу сексуального воспитания в школах США ввели в 1960-х годах - во время бурной урбанизации и ослабления роли религии. Церковь не одобряла действия властей, но не смогла найти нужные рычаги, чтобы убедить людей протестовать против новой программы.

Однако к 1980 году, когда по стране начал распространяться СПИД, протесты начались. Общество стало задаваться вопросом: как по стране может проходить серьёзное венерическое заболевание, если в школе существуют уроки полового воспитания, которые должны противодействовать таким эпидемиям.

Возмущение нарастало, и в 1986 году, когда Центр по контролю за распространением инфекционных заболеваний выделил из федеральных средств 10 миллионов долларов на развитие в школах программы сексуального воспитания, общество раскололось.

Одна часть людей хотела, чтобы власти перестали насаждать половое обучение и тратить на него миллионы, когда в стране десятки умирают от СПИДа. Другие уходили в радикализм, начиная воспринимать властей и отдельных чиновников как тайных врагов, которые хотят подорвать стабильность страны, развращая детей и подростков.

Акция в поддержку людей со СПИДом, Сан-Франциско, 1986 год. Фото Алана Лайта

Подобный процесс в долгоиграющей перспективе мог привести к тому, что половое обучение в США исчезло бы из школьной программы. Однако благодаря стабилизации уровня заболевающих СПИДом к концу 20-го века, критика сексуальных программ временно завершилась. К 2004 году больше 90% родителей в США половое обучение важной частью школьного образования.

: Время прочтения:

Что это такое?

Сексуальное просвещение — комплекс медицинских, психологических, морально-нравственных знаний и понятий о сексуальности человека, в том числе, об анатомических и физиологических особенностях, размножении, репродуктивном здоровье, о болезнях, передающихся половым путем, противозачаточных средствах, эмоциональных аспектах сексуальности и отношений с партнером.

Сексуальное просвещение классифицируют по-разному:

  • Формальное (т.е. преподаваемое профессионалами в рамках школы, медицинского центра, центра по социальному обеспечению и т.п.) и неформальное (т.е. полученное от сверстников, масс медиа, родителей и т.п.).
  • В разных странах разный набор информации получают различные возрастные группы: существуют программы для учеников 4-5 классов, для учеников средней школы (до 8 класса) и старшей школы (9-11 классы).
  • Всестороннее сексуальное просвещение (Comprehensive sex education, которое включает большинство аспектов, перечисленных выше) и сексуальное просвещение, ограниченное воздержанием (Abstinence only sex education, которое пропагандирует воздержание от сексуальной жизни до свадьбы и не предоставляет сведений о противозачаточных средствах, зачатии ребенка и методах борьбы с половыми инфекциями).

Неужели это так важно?

Сексуальное просвещение — вопрос, который является достаточно острым и неоднозначным практически во всех странах мира. Он поднимает такие сложные вопросы, как сексуальность подростков, секс до брака, применение противозачаточных средств и часто воспринимается как нечто развращающее и разрушающее традиционные ценности той или иной культуры. В России этот вопрос замалчивается, в школах не существует отдельных занятий по сексуальному просвещению, зачастую, учителя биологии не проходят ту часть программы, которая связана с размножением человека.

Тем не менее, вопрос сексуального просвещения необходимо обсуждать в связи с тем, что:

  • по итогам 2015 года Россия обогнала страны Южной Африки по распространению ВИЧ/СПИДа, который в том числе передается половым путем, хотя современные контрацептивы эффективно противодействуют этому;
  • сложно сказать, какая часть абортов в России происходит из-за насилия, неумения использовать контрацептивы или из-за того, что девочка вступила в сексуальные отношения без достаточного владения информацией о том, как предотвратить неприятности. Тем не менее, такие случаи бывают и их необходимо предотвращать;
  • согласно статистике ВОЗ ежегодно в мире до 1 миллиона пятнадцатилетних девочек, и до 16 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Для некоторых из них беременности являются желанными и запланированными, для большинства — нет. Многие из них подвергаются небезопасным абортам и осложнениям, зачастую смертельным. Чаще всего это происходит в странах, регионах или районах с низкими уровнями доходов;
  • по данным МВД в России в год происходит 14-15 тысяч изнасилований. Очевидно, что эта статистика сильно занижена, т.к. большинство женщин и девушек не подает заявлений в полицию. Многие изнасилования происходят по отношению к несовершеннолетним девушкам и молодым людям, которые не понимают, что происходит, не знают, как это оценить и не научены техникам борьбы с насилием, домогательствами, запугиванием и пр.

Наряду с этой статистикой, существует множество исследований, указывающих на то, что всестороннее сексуальное просвещение вкупе с доступными средствами контрацепции снижают количество незапланированных беременностей у подростков.

Просвещение относительно контрацепции приводит к снижению рискованного поведения и к сокращению числа половых инфекций у подростков. Вновь и вновь появляются данные о том, что программы, сфокусированные только на воздержании, неэффективны.

Воздержание как наиболее эффективный способ предотвратить инфекции и нежелательную беременность никогда не ставился под сомнение, но проблема в том, что те подростки, которые оказываются не в состоянии воздерживаться, не владеют нужными знаниями о контрацепции, анатомии, зачатии и т.д., а, следовательно, находятся в зоне риска по незапланированным беременностям и абортам.

Каковы модели сексуального просвещения в других странах?

  • В Африке , где сексуальное просвещение сфокусировано на борьбе с эпидемией СПИДа, пропагандируется контрацепция наравне с воздержанием и моногамией. Отмечается определенное сокращение частоты передачи ВИЧ.
  • В различных странах Азии сексуальное просвещение находится на разных стадиях развития. В Японии оно обязательно, но фокусируется больше на анатомических и физиологических аспектах.
  • В Индии попытки ввести обязательные программы сексуального просвещения сталкиваются с сильным противодействием и расцениваются, как разрушающие традиционные ценности.
  • Практически со всех Европейских странах сексуальное просвещение является обязательным. В Великобритании развиты как всестороннее сексуальное просвещение, так и сфокусированное на воздержании. Хотя такие уроки есть в школах, родители могут отказаться от посещения их ребенком. В программе в обязательном порядке освещаются биологические аспекты, информация о контрацепции и безопасном сексе оставлена на усмотрение педагогов, а эмоционально-психологические аспекты почти всегда остаются в стороне. В Германии , где количество родов среди подростков 15-19 лет рекордно низкое, сексуальное просвещение считается обязаннностью правительства. Оно является всесторонним и часто учитывает вопросы гомосексуальности, насилия, педофилии и пр. В Нидерландах , которые также являются рекордсменами по низкой частоте беременностей среди подростков, сексуальное просвещение обязательно и начинается уже в начальной школе. Хотя ученые отмечают, что такие великолепные результаты не могут быть следствием только сексуального просвещения, тем не менее, оно вносит свой вклад. В целом можно сказать, что «Голландский опыт» сексуального просвещения является как наиболее успешным, так и наиболее спорным. Во Франции сексуальное воспитание является обязательным, в рамках занятий среди учащихся 8-9 классов распространяются бесплатные средства контрацепции. В России сексуальное просвещение не является обязательным, не существует школьных программ, т.к. это считается противоречащим традиционным ценностям.
  • В США идут непрекращающиеся дебаты об эффективности всестороннего сексуального просвещения и сексуального просвещения, ограниченного воздержанием. Тип и количество часов, отведенное на сексуальное просвещение, определяются штатами самостоятельно. Многие отказываются от государственного финансирование сексуального просвещения, ограниченного воздержанием с тем, чтобы на собственные средства развивать всестороннее сексуальное просвещение. Тем не менее, подавляющее большинство учащихся 5-10 классов хотя бы один раз получали хотя бы какую-то информацию о сексуальных отношениях.

Психологический аспект сексуального просвещения

Приверженцем какого бы вида сексуального просвещения вы ни являлись (или полным противником всех видов), думаю, вы согласитесь с тем, что если есть какие-то способы защитить ребенка от сексуального насилия, педофилии, незащищенного секса и нежелательной беременности, то их необходимо использовать. Среди важных навыков, которым может научиться ребенок, так называемые «навыки отказа». Их успешно применяют и в рамках сексуального просвещения, и в рамках борьбы с наркотиками в США. К ним относятся:

    • умение говорить «нет»: «Нет, спасибо, я не пойду с вами»,
    • умение называть вещи своими именами: «То, что ты делаешь, называется травлей/приставанием/насилием. Я так не делаю» (конечно, для этого навыка ребенок должен точно идентифицировать такие вещи),
    • умение переводить тему разговора: «А что ты думаешь о нашей учительнице?», «Лучше скажи мне, ты сделал домашку?»,
    • умение задавать вопросы: «Ты понимаешь, о чем ты меня просишь/что вы мне предлагаете?», «Зачем вам это?»,
    • умение аргументировать свое мнение: «Я не буду, потому что я не хочу», «Я не буду, потому что потом мне будет грустно/обидно/стыдно за себя», «Я не согласен с тобой, потому что...»,
    • умение шутить или высмеивать: «Ага, только этого мне еще не хватало, тогда мама точно разрешит мне позже возвращаться домой», «Ты что, издеваешься? Это может быть вредно для моего организма!», «Когда захочешь заняться чем-то нормальным — звони, а я пошла домой»,
    • умение предложить другое занятие: «Лучше давай поиграем в компьютер», «А давай позовем Лизу, я давно ее не видела», «Я так хочу прогуляться, пойдем?».
И все-таки, наверное, самым главным фактором, охраняющим подростков от неприятностей, является возможность обсудить свои проблемы с родителями и получить спокойную поддержку в преодолении этих трудностей, а не критику и тревогу.

В некоторых европейских странах половое просвещение входит в школьную программу: например, в начале марта британское правительство обязало все школы проводить такие уроки - с четырех лет дети будут изучать основы безопасных и здоровых взаимоотношений, а в старших классах у них появится предмет по основам сексуальной жизни. В России отношение к секспросвету остается неоднозначным и, хотя к этой теме несколько раз пытались подступиться, до официальной программы дело так и не дошло. T&P спросили сексолога, психоаналитика, учителя и других экспертов, а также самих школьников и их родителей, как они относятся к отсутствию информации о сексе, гендерных отношениях и репродуктивном здоровье в школах и откуда подросткам эту информацию брать.

История полового воспитания в России последних ста лет довольно противоречива. В течение десятилетия после Октябрьской революции оно было предметом научных и социальных исследований и включало в себя психологические, анатомо-физиологические и другие сферы знаний. Психологи, педагоги, врачи активно изучали проблемы сексологии и в частности детской сексуальности, которая тогда вошла в сферу педологии (науки о детях), также переживающей расцвет в 20-е годы. В 1924-м появились 12 половых заповедей революционного пролетариата - брошюра с рекомендациями воздерживаться от половой связи до брака, а после не заниматься сексом слишком часто. В 1936 году педологию разгромили как «псевдонауку». В «Книге для родителей» 1937 года классик советской педагогики Антон Макаренко пишет: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

После смерти Сталина, в 60-е годы, внимание к проблемам семьи и гендерных отношений постепенно растет. В школах начинают появляться «Основы советской семьи и семейного воспитания», тематические факультативы и клубы. В 1983-м Министерство просвещения СССР ввело обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» и «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников - с помощью этих программ подростков психологически готовили к вступлению в брак и созданию семьи. В 1989-м в стране появилась ассоциация «Семья и здоровье», а в 1991-м (и уже в другой стране) - Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) и «Культура и здоровье», которые взяли на себя функцию сексуального просвещения (в том числе обучали постсоветских родителей и учителей, как разговаривать с детьми об «этом») и пропаганды конструктивного полового поведения. В середине 90-х РАПС подготовила программу полового воспитания российских школьников, которую должны были утвердить на государственном уровне, если бы не критика со стороны родителей, общественных и религиозных организаций.

В 2009 году был подписан федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии», международного договора, закрепляющего список социальных прав человека, в том числе детей: «Положения ст. 11 Хартии в области здоровья должны иметь приоритет в политике здорового общества и обеспечиваться через школу и быть частью учебного плана. В нем должно быть уделено внимание курению, наркотикам, злоупотреблению алкоголем, здоровому питанию и сексуальному просвещению». Однако до сих пор официальной просветительской программы на эту тему в России не существует.

Сейчас каждая школа и каждый отдельный учитель решают этот вопрос в зависимости от внутренней политики учреждения и отношения родительского сообщества. Занятия по сексуальному образованию можно встретить только в гимназиях или лицеях. В 2013-м за уроки полового воспитания высказывался министр образования и науки Дмитрий Ливанов, но Павел Астахов, на тот момент уполномоченный по правам ребенка, заявлял, что лучшее половое воспитание - это русская литература.

«Сегодняшние подростки гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают»

Виктор Каган

Сексолог, доктор медицинских наук, автор первого в стране фундаментального исследования аутизма у детей и первых книг о нем для врачей и родителей. Один из пионеров возрождения детской и подростковой сексологии. В 2000–2013 годах работал в США. Доктор медицинских наук, лицензированный психолог.

«Думаю, отсутствие таких занятий - это неправильно: если говорить о возрасте, согласен с тем, что лучше начать на год раньше, чем опоздать на день. Прекрасный пример - французская серия из пяти книг, первая из которых адресована малышам, а последняя - юношам и девушкам. Приведу пример. В 80-х я знал преподавателя, который вел в старших классах курс этики и психологии семейной жизни. Потом он получил разрешение вести такие уроки с первоклашками, родители которых дали на это согласие. На первых уроках было несколько ребятишек, потом их число стало расти, а потом пара десятиклассников попросилась на эти уроки. Он удивился: мол, зачем вам, вы же все знаете и даже больше. А они ответили - да, мы все знаем, но чувствуем, что что-то пропустили, когда были младше. Они оказались мудрее многих взрослых.

Но такие программы не должны и не могут вводиться по приказу мгновенно. Нужны, по крайней мере, несколько вещей. Первое - грамотная разработка программ просвещения начиная с младшего возраста. Они должны быть преемственными. Второе - разработка пособий для детей и занимающихся с ними взрослых. Третье - подготовка педагогов к осуществлению этих программ. Четвертое - подготовка родителей к сексуальному просвещению детей. В России были попытки введения сексуального просвещения, но ни одна из них не выполняла эти условия. О результатах этого я узнал от сына, когда он был в восьмом классе: «Сегодня нам рассказывали о размножении. Пока она [учительница] говорила об одноклеточных, было еще ничего, но чем больше клеток было в размножающихся организмах, тем больше она краснела, мялась и заикалась, а когда дело дошло до человека, я бы рассказал лучше». Не надо делать из сексуального просвещения непоправимых фокусов - это дорого обходится и детям, и культуре. К сожалению, сегодня в России вокруг сексуального просвещения слишком много идеологических разногласий и конфликтов, в жертву которым приносятся реальные нужды самих детей.

Дело, по-моему, не только и не столько в отсутствии внимания государства, сколько в культуре: государство мало что может, если культура это не принимает. Сегодняшние подростки во многих отношениях гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают. Дети как-то наверстывают недодаваемое взрослыми и обходят их запреты. К тому же на прилавках достаточно много хорошей литературы, так что им не приходится выкрадывать из-под белья в шкафу запрятанные «Госпожу Бовари» и «Тысячу и одну ночь» или, воровато оглядываясь, постигать пол по учебникам гинекологии в книжных магазинах. Что-либо советовать подросткам нужно при наличии их запроса: советы, опережающие спрос, будут отвергаться. Если же у подростка возникают связанные с полом и сексуальностью проблемы, которыми он делится с вами, то резонно отнестись к ним спокойно и с уважением и помочь ему встретиться с хорошим психологом - не приволочь за руку, а помочь самостоятельно встретиться».

«Сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке»

Ольга Бурмакова

Социолог, независимый гендерный исследователь, MA in Gender Studies, Central European University. В настоящее время получает PhD в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов - гендер и сексуальность, квир-теория, права женщин и ЛГБТ.

«Естественно, к ситуации с сексуальным образованием и качественным информированием в школах я отношусь крайне отрицательно. Отсутствие информации о гендере и сексуальности приводит к сотням тысяч личных трагедий и к масштабным проблемам на уровне населения: венерические заболевания, нежелательные беременности, сексуальное насилие, а также дискриминация ЛГБТК+ и женщин. Это проблема не только для сегодняшних подростков, но и для взрослых: миллионы людей в России, даже состоящие в браке или живущие активной сексуальной жизнью, на самом деле удивительно мало знают о собственных телах и телах своих партнеров, не обладают сексуальной грамотностью. Во многих случаях информация, которой они обладают, ошибочна и даже опасна. По сути, сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке.

Если ограничиться подростками, то начнем с того, что они не знают, как работают их тела и как они меняются с возрастом (в период радикальных перемен!). Особенно это касается молодых женщин: информация о женской сексуальности не включена в учебник по биологии даже в минимальном количестве, а в публичном пространстве куда больше дезинформации на эту тему, чем даже базовых знаний. Гинекологи (врачи, которые в первую очередь сталкиваются с последствиями) во многих случаях знают репродуктивную систему, но, дезинформированы в вопросах сексуальности, как и остальное общество. Разумеется, еще меньше подростки знают о телах другого пола. Представления о сексуальном взаимодействии отсутствуют у большей части населения, и некому учить подростков, например, тому, как обеспечить друг другу удовольствие или как распознать недобровольный секс, харассмент и тому подобные вещи. Вопросы насилия в семье замалчиваются совершенно.

К сожалению, очень трудно советовать, к кому подросток может обратиться. Даже специалисты, которые должны помогать - психологи, врачи, учителя, - могут иметь совершенно непредсказуемые пещерные представления о сексуальности, гендере и тому подобном. Образование специалистов в этих вопросах отсутствует так же, как сексуальное образование в школах. По сути, получение подростком необходимой информации - вопрос везения. ЛГБТК+ подростки, как ни странно, могут быть даже в несколько лучшей ситуации, потому что ЛГБТК+ организации, по крайней мере, опознаваемы, они обладают адекватной информацией и умеют грамотно ее предоставлять. (Конечно, при условии, что доступ к такой организации есть; однако ЛГБТК+ онлайн-ресурсы тоже в большинстве случаев грамотные.)

Что касается более широкой информации, то подросток, который пытается найти ее самостоятельно, рискует утонуть в чудовищном количестве обманчивых, ошибочных и совершенно абсурдных данных. Онлайн-ресурсы, которым можно доверять, если и существуют, то растворяются среди тех, кто пропагандирует гетеронормативность и сексизм, стереотипы и оправдание насилия. Кроме того, качественные ресурсы обычно опираются на медицинские знания, но медицина, особенно в России, остается консервативной наукой и, несмотря на объем необходимых знаний, продолжает воспроизводить гендерные стереотипы и нормы.

Поводя итоги, я могу только посоветовать подросткам собирать информацию из множества источников, стараться воспринимать ее критически и анализировать. Но учитывая, что этому школы тоже учат редко, перед ними стоит сложная задача».

«Не дай бог к этому вопросу будет проявлять интерес государство»

Михаил Страхов

психоаналитик, Член международной психоаналитической ассоциации

«Я положительно отношусь к отсутствию секс-просвещения в школе, поскольку связываю это отсутствие лишь с тем, чем российская школа является для ученика. Сегодня она точно не очень хороший собеседник и, увы, как правило, не отличается тактом и честностью. Так что мой ответ скорее связан с сожалением, но, возможно, когда-нибудь это изменится. Дело не в школе, а в нашем обществе в целом, отражением которого школа и является, так что этот вопрос выходит далеко за рамки школьных реформ. Школе пока не нужно лезть в эту область - хотя бы потому, что современная российская школа - это институт нормализации, а сексуальность - это область, которая является антиподом нормализованного и стандартизированного. В обществе уже есть те, с кем можно об этом говорить: это искусство, литература, семья, друзья наконец.

Сексуальность - это такая область, которой никогда не начинают интересоваться с чисто научной точки зрения. Или так: иногда ей начинают интересоваться и с научной точки зрения - для того, чтобы чего-то действительно не узнать. Сексуальность (по крайней мере, та, о которой мне интересно говорить и думать) носит сугубо личный и частный характер, посему, если о ней хочется действительно что-то узнать (а такое желание не бывает праздным), то лучше всего для этого подойдет кто-то из моих коллег-психоаналитиков. Не дай бог к этому вопросу параллельно будет проявлять интерес государство».

«Лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье»

«Отсутствие сексуального просвещения в школе - большая проблема. Даже если не брать в расчет этическую сторону, дети имеют право на знания об одной из важнейших сторон жизни. С практической же точки зрения отсутствие сексуального образования, во-первых, сохраняет распространенность злоупотреблений в отношении детей и подростков (они не знают, что можно, а что нельзя, и не понимают, как и кого позвать на помощь в случае нежелательных домогательств), а во-вторых, негативно сказывается на их будущем.

Многие опасаются, что сексуальное образование приводит к сексуальной невоздержанности, но на практике все происходит наоборот. В Швеции и Германии сексуальное образование в школах обязательно, в результате на тысячу девушек 15–19 лет приходится шесть и семь случаев родов в год соответственно. В США разрешение на образование зависит от конкретного штата: например, в библейском поясе распространена пропаганда воздержания до брака, в России такое образование не ведется вообще. В результате в обеих странах приходится 24 случая родов на тысячу девушек того же возраста в год. И это не считая абортов - в 2013 году в России почти 12 тысяч девочек-подростков прервали беременность. В мире на подростков приходится половина всех осложнений при беременности и родах, так что гораздо лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье и возможность в будущем получить образование, найти хорошую работу и завести желанных детей. Пытаться уговорить подростков не заниматься сексом - дело гиблое, но современные дети не дураки, и если они будут достаточно информированы о потенциальных проблемах, то сами могут отложить начало сексуальной жизни.

Другая проблема - это ЛГБТ-подростки. На них приходится слишком много самоубийств, отсутствие принятия в обществе их в прямом смысле убивает. При отсутствии общественной (в том числе и на уровне школьного образования) позиции по сексуальному просвещению ситуацию изменить невозможно.

Конечно, в идеальной ситуации подросткам стоит обратиться к родителям, но родители сами часто не знают, как говорить на подобные темы, поэтому не стоит от них ожидать серьезной помощи. С другой стороны (и это полезная информация как раз для родителей), подросткам очень помогает возможность обсудить тему сексуальности с родителями. Анализ исследований 25 тысяч подростков показал , что если дети могут что-то такое обсуждать с родителями, то у них появляется определенный словарь и смелость, поэтому они чаще обсуждают вопросы секса и своего неудовольствия с партнерами и чаще пользуются презервативами. От родителей при этом не требуется никаких особенных знаний, достаточно просто поддерживать разговор. Это трудно, но вариантов нет. Если же подросток видит, что понимания от родителей не дождешься, придется обращаться к интернету. Искать других взрослых не советую: возраст сам по себе не способствует сознательности, и запрос подростка может быть истолкован как предложение заняться сексом. К сожалению, заранее вычислить насильника невозможно, а в подавляющем большинстве случаев сексуального насилия в нем участвуют люди, которых пострадавший знает. Лучше всего искать информацию в пабликах и на ресурсах, которые придерживаются русла интерсекционального феминизма, они предлагают рассматривать секс как процесс равноправных партнеров и поднимают темы злоупотреблений, учат их распознавать, рассматривают вопросы сексуальности без отрыва от реальной жизни и ее проблем и много обсуждают ЛГБТ-тематику .

Есть несколько категорий вопросов, которые мне постоянно задают. И чаще всего это вопросы о собственной сексуальности и ее проявлениях: «А это нормально?», «Я нормальный/нормальная?» Причем зачастую речь идет о самых невинных вещах, то есть на самом деле существует большой внутренний запрос на сексуальное образование».

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

«Есть вероятность, что наставления учителей пойдут прахом, даже самые добронамеренные»

Сергей Круглов

священник, поэт, воспитывает троих детей

«Я считаю (наверное, не только я), что школа - дело хорошее, но это среда все-таки достаточно вторичная по отношению к семье (семья вообще, как известно, образованье изначальное: церкви еще не было, а семья, Адам и его жена, иш и иша и заповедь Бога про «плодитесь и размножайтесь» уже были.

На мой взгляд, было бы хорошо, если бы сыну про сексуальную жизнь рассказал отец, а дочери - мама. Это как-то естественнее. Не то чтобы я не доверяю школе как социальному институту, но помните слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, - это во-первых. А во-вторых, бог их знает, чего они туда плеснули...»

Гендерные роли познаются подрастающим человеком из самой жизни. Трудно, часто больно, но как-то более верно. А если человека будут наставлять учителя, есть вероятность, что эти наставления пойдут прахом, даже самые добронамеренные. У меня трое детей. Старшей, дочери, уже 27 лет, она вполне самостоятельна, внуку полтора года. Младшие - сыновья - учатся пока в школе, один в восьмом, другой в десятом классе. Как только я увижу, что они задружат с девочками, я буду готов поговорить с ними и объяснить им доходчиво правила безопасного секса. Главное из них, на мой взгляд, сформулировал летчик и поэт Экзюпери. Это правило такое: нет отношений «серьезных-несерьезных», все отношения между людьми достаточно серьезны. И мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Ну а коли ты собрался отвечать за кого-то - будь добр, научись сначала контролировать самого себя. И в этом я тебе, сынок, всемерно помогу, чем могу».

«Говорить о половом развитии - обязанность любого учителя биологии»

Артем Новиченков

учитель русского языка и литературы в 8–11 классах

«Тень советских стереотипов нависает над нами: мы до сих пор не умеем говорить о сексе с детьми. Секс в России - это про запретное, греховное; взрослые с ним еле справляются, что уж говорить о детях. И что им говорить о сексе? Ведь он есть. Школа учит нас всему понемножку, кроме важного. Ты, главное, квадратное уравнение научись решать и не путать именительный с винительным, а уж в постели как-нибудь разберешься. И мы учимся сами. Обычно - на ошибках. Мы, русские, вообще привыкли все делать сами. Я считаю, мне повезло не заразиться ВИЧ в подростковом возрасте. А кому-то не повезло.

Что бы я посоветовал школьнику? Если у вас есть адекватный учитель биологии, попросите его поговорить с вами о половом развитии. Всем классом. Я считаю, это вообще обязанность любого учителя биологии. Не доверяйте подростковым журналам типа Cool, который, например, обманул ожидания моего поколения насчет всего, что касается отношений полов. Поговорите с родителями (если вы доверяете им, это тоже их обязанность), с друзьями. Сопоставляйте информацию. Доверяйте врачам-профессионалам. Кроме того, вы можете позвонить на анонимную горячую линию какого-либо психологического центра помощи подросткам вроде «Перекрестка», где с вами побеседуют. Увы, даже не могу назвать сайта, где доступно было бы написано про секс. Главное - берегите себя».

«Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору»

Дмитрий Споров

историк, руководитель проекта «Устная история», воспитывает троих детей

«Я с трудом представляю себе уроки сексуального воспитания в наших школах. Такие уроки должны быть очень яркими, грамотными, понятными и полезными. Урок, от которого дети, родители и учителя чувствуют только неловкость, не нужен. Сейчас всю информацию о сексе подросток получает в Сети и сам формирует свои представления. Зачастую они корректнее тех, что были у нас в подростковом возрасте, но, конечно, все равно страшно мифологизированы. Структурирование и осмысление этих знаний, конечно, крайне необходимо. Но тут ситуация такая же, как с уроками информатики: большинство учителей не поспевают за уровнем грамотности учеников. На это и надежда, что те огромные изменения в вопросах сексуальности, которые происходят в последние десятилетия, заставят и наше общество осмысливать и преподавать сексологию в школе.

В моем понимании государство-то как раз и не должно кодифицировать секс. Советую хорошую художественную литературу и научно-популярные фильмы. А говорить, конечно, с родителями. Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору».


В детстве мне не повезло: я росла с родителем, который еще до какого-либо сексуального взросления предупредил меня, что быть геем - страшный грех. Все-таки в 15 лет я влюбилась в девочку, пришлось проделать долгую внутреннюю работу над собой, чтобы убедить себя в том, что это нормально. Поэтому мне кажется, что если говорить про сексуальные ощущения, то главное - доверять себе, а не маме/папе/одноклассникам. Просто когда ты подросток, вроде как нужно у всех спрашивать разрешения, но это заканчивается в какой-то момент, и можно просто быть собой. Сейчас довольно легко залезть в интернет и найти такие группы поддержки, как «Дети-404». Но если говорить про сексуальную безопасность, то тут все гораздо сложнее, ведь вряд ли подросток полезет в Google искать статистику о том, каким способом чаще всего в России заражаются ВИЧ (через незащищенный секс). Поэтому здесь на самом деле мало что может заменить адекватное отношение к теме секса в обществе и культуре, которого у нас пока нет».
Я часто знакомился с разными людьми, что-то узнавал от них при близком общении, что-то - из литературы или фильмов, а что-то - из собственного опыта. Я никогда не спрашивал ничего у родителей, потому что отношения у нас, мягко говоря, не очень не доверительные. Единственное, о чем они со мной говорили, это предохранение.

Родители у меня очень резко и негативно реагируют на все вопросы сексуального характера. Слишком много рассказов о том, что есть лишь две ориентации: традиционная и нетрадиционная. Так как я считаю, что это не так, что ориентация - это ярлык, который вешают на человека, то хорошо бы, если бы детям и подросткам рассказывали о том, что они сами могут выбирать для себя, кем быть, кем себя видеть и считать. Я никогда не обсуждал мои проблемы с родителями. Я ходил несколько раз к психотерапевтам, разговаривал с друзьями».

Галя, ученица 10-го класса

«Я склоняюсь к тому, что отсутствие подобных занятий в школе - это плохо. Но, думая об этом, понимаю, что эти занятия не имели бы никакого смысла. Я уверена, что наша система образования не подразумевает адекватную подачу такой важной информации. Скорее всего, они начали бы пропагандировать ценность семьи, исключительно гетеросексуальные отношения или то, что женщина обязана иметь детей - все, что касается дискриминации, отсутствия собственного мнения, угнетения тех, кто считает себя «не таким» и еще не понял, что с этим делать.

Сама я даже не могу вспомнить, откуда именно узнала обо всем этом. Что-то рассказали друзья, что-то узнала в интернете. Кажется, мне известно довольно много, хотя у самой опыта еще не было. Впрочем, никогда не скрывала своих знаний от родителей и считаю приемлемым поговорить об этом с матерью, когда мне покажется это необходимым. Я не доверяю всякого рода психологам и остальным людям, которые так добродушно предлагают все обсудить. Я точно могу сказать, что меня не поймут и, скорее всего, просто скажут моим родителям, что у меня проблемы. Не думаю, что это хорошая идея.

Мне кажется, что ситуация с сексуальным просвещением в стране не лучшая. Меня окружают люди, с которыми я могу спокойно поговорить об этом, но думаю, что мне просто повезло. Никакая часть нашей школьной программы, кроме курса биологии в седьмом, кажется, классе, не подразумевает, что детям и подросткам расскажут что-то про то, откуда они берутся. В каждой семье абсолютно разная ситуация, которая ухудшается странной идеей о том, что ребенок должен узнать о существовании секса как можно позже. Надо сказать, эта задержка становится причиной серьезных депрессий и конфликтов с родителями. Подросток чаще всего теряется, пытаясь понять: должно ли так быть? Правильный ли он? А что, если он не такой, как все? Если он и правда не такой - что с этим делать? И если в его семье нет таких доверительных отношений, как в моей, это становится настоящей проблемой, которая может повлиять на будущую взрослую личность, создав множество комплексов».

За помощь в подготовке материала благодарим секс-евангелиста Елену Рыдкину.

Введение. 3

1 Теоретические основы полового воспитания. 5

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания. 5

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения. 11

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении. 17

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России. 28

2.1 Информированность подростков. 28

2.2 Программы сексуального просвещения. 34

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 43

Введение

Какой бы вопрос мы ни взяли, будь то психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, сексуальность - элемент культуры. А культура обязательно предполагает воспитание, образование и обучение. Но как только поднимается вопрос о половом воспитании - начинаются яростные споры.

Спорно уже само определение этого понятия. В широком смысле слова половое воспитание обозначает весь процесс гендерной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни. В более узком смысле половое или точнее, сексуальное образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, то есть передача соответствующей информации.

Тема эта является в настоящее время остро актуальной, по поводу вопросов полового воспитания в научной литературе ведутся жаркие споры, однако ни ученые, ни педагоги к единому мнению до сих пор не пришли. Основной проблемой в настоящее время является определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании и сексуальном просвещении. Дискуссионными являются все вопросы полового воспитания - как определение возраста, в котором необходимо начать раскрывать вопросы сексуального просвещения, так и границы допустимого и необходимого.

Целью данной курсовой работы является анализ необходимых и допустимых пределов в половом воспитании и сексуальном просвещении.

1 Теоретические основы полового воспитания

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания

Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания— способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Половое воспитание следует отличать от полового просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни и начинается примерно с 8-го класса.

Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни (самоутвердиться), стремление к

взрослости, а отсюда постоянный поиск своего «я», приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребенка-подростка как личности— процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, в кругу друзей. Знание воспитателями основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. На этом этапе формирования личности подростка лейтмотивом полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

Половым воспитанием подростков также занимается и окружение наших детей, книги, кино, телевидение, интернет. С 13— 14 лет мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми. В абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается сновидениями эротическими, поллюциями и мастурбациями. В последнем случае надо активно пропагандировать мысль о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далекая еще от совершенства половая система подростка не остается безразличной к тем нагрузкам, которые ей приходится выдерживать при мастурбациях. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении (коитусе).

При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа мужчины— мужа и отца. Сын в зависимости от этого образа усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь видит в нем возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому родители в первую очередь в ответе за семейное будущее собственных детей.

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения

Семья закладывает фундамент личности, как нравственный, так и чувственный, определяя отношение к себе и своему телу, половое самосознание, способность к самораскрытию и пониманию другого. Родительские ответы на первые наивные вопросы ребенка о тайне деторождения и половых различиях нс только несут в себе информацию, но и во многом, хотя и не во всем, предопределяют установки взрослого. Кстати сказать, ребенка не так легко обмануть.

Но как сексуальные просветители родители не особенно эффективны. Дело не столько в недостатке у них информации и знаний того, что именно и как рассказывать детям разного возраста. Исследования, проводившиеся в разных странах, показывают, что единственный работающий канал семейного сексуального просвещения - это линия мать-дочь (сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.). С мальчиками большей частью не говорят всерьез на эти темы ни матери, ни отцы. И в архаических обществах подготовкой подростков к половой жизни обычно занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, облеченный специальными полномочиями и знаниями. Возможно, это исторически как-то связано с запретом инцеста. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором обе стороны чувствуют себя неуютно. Многие подростки сами предпочитают получать эту информацию другим путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и даже шокирует.

Многие взрослые, даже признавая необходимость сексуального просвещения, бессознательно занимают жесткие охранительные позиции, исходят из того, что главная задача - уберечь молодежь от эротики и сексуальности, которые ассоциируются в их сознании только с всевозможными бедами и опасностями.

Чтобы быть эффективным, сексуальное просвещение должно опережать собственное развитие ребенка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребенку правильно поставить, сформулировать их.

Крайне важным вопросом в сексуальном просвещении является вопрос об определении границ допустимого. В решении его помогает законодательство, которое определяет границы допустимого, наказание за их превышение.

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении

Общественный конфликт по поводу предпринимаемых в последние годы попыток массового сексуального просвещения несовершеннолетних и усилия по его разрешению высветили более общую - правозащитную проблему. Они продемонстрировали правовую и социальную незащищенность детей и подростков от потенциально вредного информационного воздействия, будь то внедрение в учебных заведениях не адаптированных к отечественным условиям, неапробированных образовательных программ по сексуальному воспитанию или сомнительные проекты некоторых развлекательно - просветительных журналов для юношества.

Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ, в том числе в сфере публичного сексуального просвещения.

Особенности психического развития несовершеннолетних требуется учитывать и в правовом регулировании сексуально - просветительной деятельности средств массовой информации. Подобный подход характерен для большинства ведущих стран Запада (США, Франции, Германии, Италии) и международного права (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где вводятся существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие».

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России

2.1 Информированность подростков

Все основные направления работы в рамках сексуального просвещения в той или иной степени связаны с проблемой информированности подростков по поводу физиологических изменений, происходящих в их организмах, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п. Насколько эффективно осуществляется информирование подростков по перечисленным вопросам, можно судить, например, по результатам проведенных исследований.

Ученые Института социально-экономических исследований РАН опросили 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Почти половина (47%) опрошенных девушек не знают, в какую женскую консультацию они могут обратиться в случае необходимости, в то время, как у каждой четвертой из них имеется в этом острая потребность. Только 11% опрошенных знают о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации «Брак и семья», 67% респонденток хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги в связи с лечением гинекологического заболевания им могут быть предоставлены.

Значение родителей как информационного канала по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Большинство родителей не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков, только 10% были против, из них «категорически против» - 3% мужчин и 4% женщин.

В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Причем институт семьи не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.

2.2 Программы сексуального просвещения

Мнения подростков и родителей о необходимости полового просвещения разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования, здравоохранения и т.п.). Большинство экспертов считают, что половое просвещение в школе необходимо, но различие мнений по поводу того, каким оно должно быть, связано с тем, что именно каждый эксперт понимает под «половым просвещением». Одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие - рассматривают в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что должна быть школьная программа, предусматривающая образование и детей, и родителей.

Удачным примером программ, имеющих половое просвещение в качестве одного из разделов, могут служить латышские экспериментальные учебники, утвержденные Министерством образования и науки Латвийской Республики. Учебник для 5 класса красочно оформлен, в нем много фотографий, юмористических и серьезных рисунков (например, об устройстве различных органов человека), стихов, сказок, пословиц, жизненных историй, в популярной форме рассказывается детям обо всех аспектах здоровья. Вопросы полового просвещения обсуждаются наравне с заботой о зубах, питании, курении и пр. Каждый раздел заканчивается перечнем выводов «Это стоит запомнить!» Деликатно и просто рассказывается об основных этапах физиологических изменений человека, об устройстве репродуктивных органов, о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Очень важно, что начинается учебник с обсуждения вопросов самооценки подростка, ценности и неповторимости его как личности, особенностей его психологического и эмоционального состояния, взаимоотношений с окружающими людьми.

Аналогичные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, разработанные с разной степенью детализации, осуществляются во многих городах России. Например, в Нижнем Новгороде такая программа Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом предусматривает цикл лекций для преподавателей (программа «Учатся учителя»), школьников, их родителей. Темы полового просвещения занимают примерно 1/3 из 45 лекций.

Заключение

Когда сексуальное просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столько же беспочвенных упований. Клерикалы и консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу «умри, но не давай поцелуй без любви», а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.

Проведенный анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, дает возможность сделать следующие выводы:

Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья детей и подростков.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 №170-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3802.

3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» №2124-1 (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Российская газета, №32, 08.02.1992.

4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 №1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, №52, ст. 1865.

5. Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи, 2006, №4.

6. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской Ассоциацией «Планирование семьи» // Выбор. М.: РАПС, 1997.

7. Каткова И.А., Андришина Е.В., Куликова О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи // Народонаселение., 1999, №1.

8. Кон И.С. Вкус запретного плода. М., 1992.

9. Кон И.С. Подростки и секс // Планирование семьи. 2004, №4.

10. Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция // Планирование семьи. 1998, №2.

11. Кон И.С., Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

13. Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет // ИППП. 1999, №3.

14. Мкиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование семьи. 1999, №3.

15. О совершенствовании деятельности молотдежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста (по результатам реализации проекта Фонда ООН по народонаселению «Репродуктивное здоровье и права молодежи РФ в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Барнауле, Томске в 2000 - 2002 гг.). Информационное письмо. М.: МЗ РФ, 2002.

16. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А.К.Демина, И.А.Деминой. М.: РАОЗ, 1999.

17. Опыт организации работы молодежных центров России (информационное письмо). Министерство здравоохранения РФ. М., 1997.

18. Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения // Журнал российского права, 2000, №1.

19. Программа «Введение в сексуальность человека». Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Фонд Сороса «Культурная инициатива». Нижний Новгород, 1994.

20. Программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». М., 1997.

21. Программа для муниципальных общеобразовательных и внешкольных учреждений по образованию в области здоровья. Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Ярославль, 1998.