Психологическое развитие в подростковом возрасте. Психические особенности подросткового возраста

Период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности». Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко): реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр); реакция оппозиции, протеста (прогулы, побеги, протестные поступки); реакция имитации (объектом подражания становится взрослый); реакция компенсации (если избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения); реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха в той области, в которой наибольшая несостоятельность). При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция "отрицательной имитации"; реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп); реакция увлечения (увлечение спортом, стремление к лидерству); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.). Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности. Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, в деятельность общения. То место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет). У мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития с 13 и идет до 15 лет. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет). Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 - 10 минут. Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Кризис психического развития в подростковом возрасте. КРИЗИС 13-ти ЛЕТ. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Второй симптом кризиса – негативизм (ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет).

Психологические новообразования подросткового возраста: Чувство взрослости - новый уровень самосознания; Стремление к самоутверждению; Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей; «Я» – концепция; Формально-логическое (рассуждающее) мышление; Рефлексия.

Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми.

Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения.

С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.

Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

  • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
  • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
  • наблюдаются физические изменения.

А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

Подросток по-прежнему остается школьником, но по сравнению с младшим школьным возрастом, отношение к учебной деятельности меняется. Учеба – это уже не самоцель, а способ организации общения со сверстниками.

Попробуйте «посадить» подростка «под домашний арест» по причине болезни или каких-либо проблем, и вы заметите стремление в школьное сообщество. Конечно, не школьные уроки привлекают их, а возможность общаться друг с другом.

Общение рассматривается как ведущий вид деятельности неслучайно, именно здесь происходят все новообразования подросткового возраста. Подросток экспериментирует в общении (ссорится, мирится, заводит новых друзей, разрешает конфликты). Общение – это его относительно самостоятельная жизнь. Он может здесь быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть родители и педагоги.

Главная потребность этого возраста – найти свое место в коллективе сверстников, быть значимым для своего сообщества.

Формы общения могут быть разнообразными: живое общение в коллективе сверстников, через интернет, в процессе игры или значимой деятельности. Подростковый период имеет уникальную возможность воспитательной функции через организацию массовой социально-значимой деятельности.

Особенности психики и поведения подростков

Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

  1. Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
  2. Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
  3. Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
  4. Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
  5. Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
  6. Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
  7. Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, религиозные убеждения.
  8. Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

Психологические новообразования подросткового возраста

Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:


Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.

Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.

Введение

Подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах границы подросткового периода определяются различно, но без большой ошибки можно сказать, что это период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового периода является формирование социально и половозрелого взрослого человека .

Условно разделим здоровье подростка на психическое и физическое и далее сконцентрируем свое внимание на первом.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Половое созревание в зависимости от пола ребенка происходит по-разному: у девочек - начало регулярных менструаций, у мальчиков - начало эякуляций. Вообще, пол ребенка закладывается одновременно с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом. Если данный сперматозоид (от здорового отца с хромосомным набором XY) несет в себе Х-хромосому (и при условии, что мать здорова и ее хромосомный набор является ХХ), то пол будущего ребенка будет женским, как у матери, с хромосомным набором ХХ. Если сперматозоид отца несет Y-хромосому, то пол будущего ребенка будет определяться хромосомным набором XY, как у отца .

Целью данной курсовой работы является изучение психосексуального развития ребенка в период полового созревания. Передо мной стоят следующие задачи:

· рассмотреть психические изменения подростков;

· определить нормы и возможные отклонения в изменениях психики и способы их предупреждения;

· рассмотреть сексуальное поведение подростков и аномалии в психосексуальном развитии.

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Изменения психики, которые считаются нормой

Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается его соответствующая половая дифференцировка. Полушария головного мозга у лиц разного пола развиваются по-разному. Такой аспект, как телесная идентичность (то есть телесная принадлежность к определенному полу), к 5 - 6 годам становится необратимым, а раньше этого возраста у ребенка еще могут быть представления, что половые органы могут измениться.

Решающая роль социализации ребенка принадлежит семье. Имеется в виду весь тот комплекс информации, который он получает, наблюдая за семейными функциями матери и отца, а так же за их взаимоотношениями. Естественно, что в неполной семье (отсутствует отец или мать, отсутствуют оба родителя, а ребенком занимаются иные родственники или вообще ребенок находится в казенном учреждении) нормальное психосоциальное развитие ребенка маловероятно.

Вернемся к полноценной семье. Важно учитывать, что оптимальной является ситуация, когда родители согласно и целенаправленно развивают у своего ребенка принадлежность к тому или иному полу.

Независимо от самых разнообразных обстоятельств в 90 % случаев дети, не прикованные к одному и тому же месту из-за тяжелой болезни, узнают о различии полов и сексуальных отношениях между людьми от сверстников, а не от взрослых. Эта информация, конечно, неточная, весьма откровенная, но в обычных условиях все происходит именно таким образом. Ребенок почти обязательно знакомится с нелитературными выражениями, и, кстати, здесь от родителей в значительной степени зависит, какие выражения в дальнейшем он будет использовать в своей обычной, спокойной и эмоциональной речи.

С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Он придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой - он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью .

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким подросткам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости - задача родителей и прежде всего матери.

Хрестоматийные юношеские угри, действительно, могут отравлять существование молодого человека, особенно если, отложив все дела, только их и рассматривать. В данном вопросе помощь родителей может быть относительно проста и конкретна. Потребуется 1 - 2 визита к косметологу или дерматологу, совсем немного денег, и кожа подростка достаточно быстро улучшится. В противном случае это может тянуться до 20 и более лет .

Весьма интересным является восприятие подростком происходящих с ним перемен (у девочек - менструации, у мальчиков - эякуляции). Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны родителей. Такая психологическая подготовка не является результатом одной краткой беседы. Неоценимую роль и помощь может оказать иллюстративный материал в детской сексуальной энциклопедии. Иными словами, взрослый человек знает бесконечно больше, чем его ребенок, о возникающей у последнего новой физиологической функции. Задача заключается в том, чтобы (теоретически) самый близкий для ребенка человек поделился с ним этой информацией в доступной и приемлемой для него форме и обязательно с учетом тех психологических особенностей, которые в данный момент существуют в характере и личности подростка .

У мальчиков становление половой функции обычно происходят позже, они отстают от девочек на 1 - 2 года, именно поэтому для детей 9 - 11 лет характерно разделение по половому принципу на противоположные лагери, представители которых, фактически находясь постоянно вместе, практически не общаются друг с другом.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания .

Характерологическая особенность 10 - 15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обуславливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях .

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, ребенок пытается осознать, какой он, и делает вывод, что он уникален и неповторим, отличается от всех, кто его окружает, а следовательно таких, как он, больше нет. Вот и получается, что он очень, очень одинок. Из-за одиночества у подростка даже могут возникнуть мысли о суициде .

В переходном возрасте в силу различных изменений в организме у подростка возникает сенсорная жажда (жажда новых ощущений) на физиологическом уровне: желание что-либо увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус, осязать что-нибудь новое. Если подростки к этому готовы психологически, то происходит формирование новых интересов, а если не готовы, то формируются патологические влечения: подростковый алкоголизм, увлечение наркотиками, сексуальная распущенность, повышенная агрессивность, лживость, жестокость, садизм и т.п. Необходимо с детства развивать у ребенка разнообразные интересы, поощрять его различные увлечения: спорт, танцы, музыка и т.д., чаще хвалить ребенка за его успехи, чтобы у ребенка возникло желание и дальше радовать любимых родителей своими успехами. Тогда велика вероятность, что и в этом непростом возрасте ребенок найдет себе новые достойные увлечения и интересы .

Подростковый возраст - это возраст, когда возникает шизофрения. Если такие реакции, как уход из дома или поджог обоснованы (то есть ребенок может объяснить кому-нибудь, не обязательно родителям, почему он это сделал), эти реакции и есть проявление сенсорной жажды, патологией их считать нельзя, хотя необходимо направить сенсорную жажду в безопасное для ребенка и окружающих русло. Но если ребенок не может обосновать свои действия, это может быть первыми признаками шизофрении .

При шизофрении у девочек может наблюдаться также половая распущенность, особенно если обстановка в семье неблагоприятна. У девочек с развивающейся шизофренией и склонных к истерии в подростковом возрасте часто начинается мания преследования и изнасилования. Они могут оговаривать (обвинять в изнасиловании) учителей-мужчин. При первых признаках шизофрении необходимо обратиться за помощью к специалисту, стараясь не травмировать психику ребенка. Итак, мы постепенно перешли отклонениям в психическом развитии подростка .

Рассмотрим, как происходит психическое развитие подростков. Понятие «подростковый возраст» означает время между пубертатом и 18 годами. Многие эксперты в настоящее время растягивают подростковый период до 20 лет. Этот период жизни начинается с соматических изменений, свойственных пубертату, которые являются признаками окончания детства. Подростковый возраст заканчивается, когда индивидуум овладевает ролью взрослого человека, как, например, работа, достижение финансовой независимости или вступление в интимные отношения.

Психоаналитик Эрик Эриксон определяет подростковый возраст как неизбежный «кризис развития». Перед молодыми людьми в этот период стоят следующие задачи: поиск самоидентификации, обретение товарищества (вхождение в какой-либо коллектив сверстников), отделение от семьи, планирование будущего, переживание первой любви и первого секса. Эриксон упоминает также о способности подростков полностью посвящать себя кому-либо или чему-либо, как это хорошо описал, а затем и показал Роберт Линднер в книге и одноименном фильме «Разве они не ведают, что творят?». По Эриксону, перспектива «найти себя» и опасность «себя потерять» ни в одной другой стадии жизненного цикла так не связаны друг с другом, как в подростковом возрасте.

Психическое развитие подростков. Период «бури и натиска» – так должно быть?

Фаза «бури и натиска» глубокий психический переворот, сопровождающийся склонностью к резким переменам настроения, неустойчивостью мыслей и оппозиционностью. Некоторые специалисты придерживаются гипотезы, что этот период не только типичен для нормального развития подростка, но обязателен и необходим. В понимании Анны Фрейд, дочери Зигмунда Фрейда, подросткам, не пережившим состояние «бури и натиска» с большим трудом дается расставание с родителями и развитие собственной идентичности.

В новейшее время исследования Даниэля Оффера подвергли пересмотру это понятие. Изучение тысячи молодых людей среднего и старшего школьного возраста показало, что большинство нормальных подростков получают удовольствие от жизни, при нормальных обстоятельствах способны к позитивной самооценке и чувствуют себя свободными и раскованными, при этом у них не отмечалось серьезных конфликтов в семье.

У значительной части молодых людей подросткового возраста обнаруживается неуверенность и нерешительность при разрешении своих проблем. 20% опрошенных подростков испытывают психические проблемы различной тяжести, жалуются на эмоциональную опустошенность, часто переживают смущение, страх, депрессию. Многие подростки перерастают эту фазу развития и, повзрослев, становятся здоровыми молодыми людьми. Этот процесс может быть облегчен с помощью психотерапии.

У небольшой группы молодых людей тяжело протекающий подростковый период может означать начало серьезных психических проблем, например шизофрения, депрессия и биполярные (маниакально-депрессивные) расстройства.

Ранний подростковый возраст

В раннем подростковом возрасте (обычно в период между 12 и 14 годами) происходит становление личности молодых людей. Задачи, которые они должны разрешить в этом возрасте, заключаются в следующем:

Ослабление связи с родителями. В начале подросткового возраста усиливается поиск ролевых образцов среди учителей, друзей и актуальных для данного времени героев и героинь. Они идентифицируют себя с этими людьми и используют их как образец для себя, в соответствии с этим стремясь стать независимым индивидуумом.

Психологическая переработка прежних психических травм. Подростки возвращаются к травматизирующим событиям их детства. Это может быть осознание того, что их родители имеют определенные человеческие слабости, возврат к переживаниям, связанным со смертью одного из родителей и др.

Установление непрерывности происходящего. В этом возрасте подростки рассматривают прошлое, настоящее и будущее в единых рамках. Развивается осознание непрерывности и взаимосвязи их прежних чувств, пережитых событий и истории их семьи. Взаимосвязь между прошлым и будущим становится для детей в данной стадии развития их жизни очевидным.

Укрепление сексуальной идентификации. Осознание своей роли девочки или мальчика – важный аспект самосознания, и его становление начинается еще в первые годы жизни. Целью зрелого индивидуума является переживание спектра любовных отношений и установление интимной связи с партнером противоположного пола.

Последовательность наступления психологической и сексуальной зрелости Гормональные и анатомические изменения возникают преимущественно между 11 и 15 годами. Они могут вызвать растерянность у подростка и иногда приводят к мучительным конфликтам, прежде всего у детей, которые созревают быстрее или медленней, чем их сверстники. Девочка, у которой развилась грудь и стали расти волосы на лобке, рада тому, что становится похожей на свою старшую сестру. Однако она обескуражена тем, что выглядит иначе, чем ее одноклассницы. Быть может, она переживает прощание с детством и то, что уже не может получать удовольствия от детских игр и пользоваться прежней заботой своей семьи? А может быть, она считает, что, вступив в сообщество взрослых, она должна чем-то «пожертвовать» для того, чтобы быть как все девушки? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что отдельные экстремальные случаи повышенного чувства голода и анорексии (влечения к похуданию) представляют стремление сохранить детское строение тела.

Психическое развитие подростков. Менструации. Первая менструация имеет глубокое значение для девочек. Как признак сексуальной зрелости, она заставляет задумываться о потенциальной роли их пола, о выполнении функций жены и матери. Первая менструация может стать даже травматизирующим событием, если девочка раньше не получала исчерпывающей информации об этом.

Отношение юной девушки к менструации, сексуальности и женской роли в значительной степени формируется под влиянием убеждений матери. Старшие сестры, школьные коллеги, подруги и учителя оказывают на нее в этом отношении лишь ограниченное влияние. Девушки воспринимают и чувствуют не только то, о чем ей сообщает мать о женской сущности, но также судит об этом по коммуникативным жестам, отношению матери к мужу и другим мужчинам, по тому, о чем мать умалчивает. Если мать игнорирует это событие или постоянно говорит о менструации как о неприятном и тягостном событии, то и дочь будет относиться к этому событию так же. Такое отношение отражается на поведении молодой женщины в период ежемесячных соматических недомоганий.

Если мать выражает мнение, что женщины некомпетентны, должны «стелиться» перед мужчиной и прислуживать ему, то у дочери это может вызвать негативное чувство не только по отношению к менструации, но и ко всему специфически женскому.

Ночное семяизвержение (поллюции). В начале пубертатного периода у мальчиков 9 – 10 лет во время сна иногда возникает семяизвержение, которое обычно бывает во время сновидения с эротическим содержанием. Многие мальчики делятся друг с другом этими переживаниями. Вероятно, они узнают о значении этих «влажных сновидений» от своих старших братьев, соучеников или товарищей по лагерю отдыха. Некоторые не имеют представления о том, что с ними происходит и беспокоятся по поводу того, что с ними «не все в порядке».

Мастурбация. Хотя для мальчиков и девочек самоудовлетворение (мастурбация) есть форма экспериментирования с новым для них пробуждением полового влечения, они при этом остаются невинными и держат этот «эксперимент» под контролем. Перед тем как вступить в интимные отношения с другим человеком, подросток должен сначала ознакомиться со своими интимными соматическими реакциями и научиться каким-то образом регулировать как сексуальное напряжение, так и сексуальную разрядку.

Хотя родители в наше время относятся к мастурбации более терпимо и с большим сочувствием, чем прежде, некоторые подростки до сих пор имеют о мастурбации ложные и полные страха представления. Чувство вины, особенно в связи с мастурбационным фантазированием, может противостоять естественному желанию. Кроме того, стыд и чувство вины могут отрицательно влиять на самоуважение и собственное достоинство подростка. Так как подростки вряд ли откровенничают в этих вопросах, родители должны найти соответствующий подход и тактично объяснить детям, что мастурбация и познание собственной сексуальной реактивности – это нормальное явление.

Сексуальное желание. В этот период развития даже на первых его фазах имеется существенное различие между мальчиками и девочками одного и того же возраста. Девочки в этом отношении опережают мальчиков на два или три года. Секс для четырнадцатилетнего мальчика прежде всего «испытательный полигон» или средство преодоления беспокойства, связанного с возможной гомосексуальностью. Для девочек постепенное отделение и отдаление от родителей означает начало приобретения опыта в поисках новых людей, которым они дарят свою любовь, тепло, доверие и уважение.

12 – 14-летние подростки проявляют интерес преимущественно к переменам собственного тела. Новые и ошеломляющие их сексуальные побуждения могут вызвать страх, в частности если у мальчика во время танца возникает эрекция или у девочки появляется беспокоящее ее ощущение раздражения клитора.

Для удовлетворения своего любопытства или для преодоления страха подростки сравнивают друг с другом свои тела и обмениваются сведениями о мастурбации или о подробностях месячного кровотечения. Связь со сверстниками пока что ограничивается одним полом. Обычно это две «лучших подружки» или «лучших друга».

Гетеросексуальные эксперименты (сексуальные отношения с другим полом) в этой ранней стадии развития еще не истинная интимная связь. Они просто позволяют подросткам подробно ознакомиться с новыми телесными ощущениями.

Поведение родителей может обострить сексуальные конфликты подростков. Так, отец, который часто непринужденно целовал и обнимал свою дочь, внезапно может обнаружить, что сжимает в своих объятиях зрелую молодую женщину, весьма сексапильную и возбуждающую его. Оба почувствуют неловкость и не будут повторять объятия впредь. Или мать, которая раньше не задумываясь расхаживала перед сыном полураздетой, может почувствовать, что возбуждает в своем сыне-подростке сексуальный интерес, так как он реагирует на ее вид смесью эмоций от возбуждения до робости.

Средний подростковый возраст

Хотя они и желают быть свободными, полузрелые личности в возрасте от 14 до 18 лет еще зависят от своих родителей и сильно связаны с ними. В этом возрасте подростки внезапно и окончательно устанавливают связь с новым кумиром, идентифицируя себя с ним (учителем, тренером, рок-звездой или спортивным идеалом). Они также очень зависят от мнения своих товарищей и каждый недостаток внешности или поведения может спровоцировать утрату самоуважения.

Очень важно, чтобы родители проявляли понимание и тактичность по отношению к своим детям при изменении их поведения, дружеских привязанностей, прически или профессиональной ориентации. До тех пор пока подросток не утрачивает способности справляться со своими повседневными психическими проблемами, такое изменение поведения обычно не дает оснований для беспокойства. Один подросток окрасил свои волосы в фиолетовый цвет и обрил половину головы, однако по вечерам продолжал ужинать вместе со своей семьей, был в хорошем настроении и не отставал в школе, поэтому его семья проявляла терпимость к прическе. В то же время родители не должны пренебрегать своим авторитетом.

Сексуальное поведение

Проведенные в конце 80-х годов исследования установили, что свыше 40% всех девушек-подростков и 60% юношей до наступления 17-летия имели опыт половых контактов. Подростки с благоприятным семейным окружением и хорошей успеваемостью в школе имеют ограниченный сексуальный опыт.

Большинство подростков благодаря таким связям укрепляются в своей сексуальной идентичности и гетеросексуальной ориентации. Некоторые молодые люди, однако, не имеют четкого представления о своей сексуальной ориентации. Они накапливают сексуальный опыт обоих полов. Небольшой процент подростков с раннего детства проявляет гомосексуальные склонности.

Неуверенность подростка в своей сексуальной принадлежности вовсе не патология. Если они экспериментируют с гомосексуальным поведением, то это не означает, что их автоматически следует отнести к гомосексуалистам. Подростковый возраст – это время проб и экспериментов. Сексуальная активность и поиск собственной половой идентичности – это опыт, необходимый для перехода к взрослому возрасту.

Если проблемы сексуальной идентификации или неразбериха в этих вопросах отражаются на школьной успеваемости или в поведении подростка, следует проконсультироваться у психолога. При возникновении проблем, связанных с сексуальной ориентацией, психотерапевт, к которому обращаются за советом, должен быть достаточно опытным и компетентным.

Психическое развитие и способность к суждениям

Средний подростковый возраст – это время, когда в интеллектуальном развитии происходят существенные изменения. Швейцарский психолог Жан Пиаже характеризует этот период возникновением способности к абстрактному мышлению и умения делать обоснованные выводы из гипотез. У подростков развивается способность к выработке своих взглядов и обоснованных суждений.

Интеллект и способность к суждениям развиваются не всегда в одном и том же темпе. Так, подросток может решать сложные математические задачи или аргументировано излагать тезисы о тенденциях исторического развития, и в то же время в повседневной жизни не может разумно себя вести и владеть своими чувствами. Может случиться, что высокоодаренный подросток возьмет без спроса семейный автомобиль и помчится к своей подруге, не обращая внимания на дорожные знаки. Вероятно, он верит, что с ним «ничего не может случиться». Точно так же юная девушка, вступая в сексуальный контакт, верит, что не забеременеет и поэтому не использует противозачаточных или контрацептивных средств.

Родители могут испытывать большие трудности, со всем своим красноречием и аргументированностью призывая к благоразумию своих детей, не желающих осознавать последствия своего поведения. Важно, чтобы родители принимали активное участие в том, чтобы привести чувства подростка в соответствие с реальностью и чтобы их доводы оставили след в его сознании.

Прошлое проходит, сменяясь движением вперед

Когда подростки уже способны мыслить абстрактно, формируется окончательное представление об их прошлом и развивается представление о будущем.

Некоторые подростки переживают так называемую фазу печали с воспоминаниями о том, как было тепло, уютно и хорошо в детстве в родительском доме. Они знают, что скоро покинут родительский дом для продолжения учебы и приобретения профессии, должны будут установить новые связи и привязанности. При этом они, с одной стороны, горят желанием познать новый для себя мир, а с другой – подавлены и охвачены тревогой.

Установление персональных представлений о ценностях

В среднем подростковом периоде молодые люди спорят друг с другом относительно системы ценностей, переданных им родителями и анализируют эти ценности. Вначале они соглашаются с религиозными представлениями, сомнениями и моральными оценками своей семьи. Однако вскоре начинается выработка собственных представлений, отличающихся от прежних. Совесть молодого человека теперь неотъемлемая часть его собственной идентичности. Он уже не хочет пользоваться длинным каталогом ценностей, установленным из-за страха перед порицанием или неодобрением родителей. Для того чтобы иметь самостоятельное мнение о каждом предмете дети нередко даже экспериментируют с наркотиками или алкоголем. Стремление к знаниям не означает, однако, что родители должны попустительствовать подобным экспериментам. Напротив, они должны постоянно разъяснять детям свое собственное мнение.

Поздний подростковый возраст

Поздний подростковый возраст устанавливается между 18 и 20 годами. Это время, когда процесс отделения от родителей обычно заканчивается. Молодой человек начинает ставить перед собой конкретные реалистические цели при устройстве на работу и стремится установить серьезные интимные связи. В то время как подростки среднего возраста приобретают сексуальный опыт, не будучи к этому подготовленными, зрелые молодые люди способны к истинной интимности.

Первая любовная связь всегда особенная, о ней вспоминают на протяжении всей последующей жизни. Нередко молодые люди сгорают от страстной любви, не решаясь рассказать о ней. В состоянии влюбленности молодые люди расценивают свои страстные чувства как единственные и неповторимые, они боготворят предмет своей любви. Любовь может стать еще более глубокой, когда возникает истинная интимная связь. Однако чаще случается так, что подросток быстро меняет свои любовные привязанности.

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить, что в этом возрасте завершается становление психических познавательных процессов как сознательных и произвольных, т.е. как высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков, применяемых формирующимся сознанием подростка. [№5, с.116-122]

Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и активизирует формирование личности, творческой активности подростков. [№20, с.70-93]

Восприятие. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно, чем восприятие младшего школьника. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Восприятие в подростковом возрасте характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание - устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, помогая не переводить не значимую информацию в долговременную память.

Внимание. Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания).

Память. Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Воображение. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это, прежде всего, проявляется в том, что подросток все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка младшего школьного возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию. [№20, с.438-464]

Вместе с тем, фантазии подростка выполняют еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни, - легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Согласно Л.С. Выготскому, под влиянием активного развития абстрактного мышления, в подростковом возрасте воображение «... уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский отмечал о фантазии подростка, что «... она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». По Л.С. Выготскому, подросток скрывает свои фантазии: «... как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии». [№20, с. 438-464]

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в период 11 - 17 лет, - является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактно-обобщенного мышления. Важная особенность подросткового возраста - формирование активного, самостоятельного мышления.

Изменение характера и форм учебной деятельности требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Сложные содержание и логика изучаемых предметов, новый характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием процесса обучения, мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых познавательных процессов.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие мыслительные операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток постепенно приобретает логику мышления, похожую на взрослую логику мышления.

Речь. В подростковом возрасте развитие речи идут, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой стороны -- за счет усвоения множества значений слов, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир, - полагает Валерия Сергеевна Мухина. [№20, с. 114-138]

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи от своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Некоторые подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова. Подросток, в силу социально-психологических возрастных особенностей (ориентировка на группы сверстников, конформизм и т.п.), способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития самосознания подростков.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых групповых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. [№5, с. 475-490]

Развитие самосознания в подростковом возрасте. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять сущностные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и как качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

«Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка», - считал Л.С. Выготский. [№21, с. 338-361]

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство: «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я-идентичности». В подростковый период «...как бы перерабатываются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я-идентичность» обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями», - писал Л.С. Выготский. [№21, с. 338-361]