Повышенная нервная возбудимость – что это? Повышенная Возбудимость у Ребенка — Профилактика и Лечение

Отклонение в поведении, связанные с излишней активностью, нервной возбудимостью нередко наблюдается у маленьких детей и подростков, чаще всего у мальчиков. Это вынуждает родителей обращаться за помощью к педиатрам, семейным врачам, детским психологам и невропатологам.

Нередко специалисты считают это состояние патологической гиперактивностью. Однако, если речь идет о легких проявлениях повышенной возбудимости, это не всегда результат расстройства центральной нервной системы, либо психоэмоциональной сферы ребенка.

Безусловно, если существуют серьезные проблемы с поведением, которые не поддаются контролю, возникают часто или присутствуют постоянно, если сопровождаются агрессивными проявлениями, ребенка следует показать специалисту.

Почему возникает повышенная нервная возбудимость у ребенка, как она проявляется? Что делать в этом случае, к какому специалисту обратиться? Поговорим сегодня об этом:

Почему возникает повышенная нервная возбудимость, причины ее какие?

Специалисты называют несколько причин такого поведения. Коротко рассмотрим основные:

Очень часто неконтролируемое поведение становится следствием тех событий, что происходят вокруг. Например, это может быть реакцией на семейные проблемы. Очень часто скрытая депрессия у детей сопровождается нервными реакциями даже по незначительным поводам, агрессией и повышенной подвижностью. Особенно страдают чувствительные и мнительные дети.

С первых лет жизни, на ребенка обрушивается огромное количество всяческой информации, меняющейся ежедневно. Различные занятия, кружки и секции, подготовка к школе и сама школьная программа, а также телевизор и компьютер – все это негативно влияет на еще неустойчивую нервную систему. Как результат, повышенная возбудимость нервной системы и повышенная физическая активность.

К другим причинам специалисты относят: недосыпание, недостаток отдыха и внимания родителей, плохое питание, длительное времяпрепровождение за компьютером или телевизором. Тут нужно особенно подчеркнуть увлечение детей компьютерными играми.

Как проявляется повышенная нервная возбудимость, симптомы на нее какие указывают?

Вообще, практически всем детям свойственна активность и непоседливость. У многих это является индивидуальной чертой характера. Поэтому не стоит путать обычного активного малыша с ребенком, страдающим нервным расстройством.

Например, дети могут быть шумными, иногда непослушными, когда проводят время с другими детьми. Однако, когда нужно сосредоточиться, например во время школьных занятий, они ведут себя вполне адекватно и прилежно учатся. В этом случае можно особо не тревожиться.

Но если и в процессе обучения ребенок невнимателен, не собран, не усидчив, не сдержан, отстает по школьным предметам, если регулярно конфликтует с товарищами и учителями, нужно обратить на это внимание и показать его невропатологу.

Дети с повышенной возбудимостью часто жалуются на головную боль. Родителей особенно должны насторожить расстройство сна и бессонница. Эти явления очень часто указывают на синдром повышенной возбудимости, требующий медицинской коррекции.

Как корректируется повышенная нервная возбудимость, лечение ее какое эффективно?

Если наблюдаются серьезные проблемы с нервной системой, ребенка нужно показать невропатологу. Для установления причины чрезмерной активности и повышенной нервной возбудимости доктор назначит обследование.

При выявлении определенных патологических нарушений, назначит необходимое медикаментозное лечение, скорее всего им будет рекомендоваться позитивная психотерапия, а также он даст соответствующие рекомендации по коррекции поведения.

Нужно помнить, что самостоятельно лечить ребенка успокаивающими препаратами, давать антидепрессанты, транквилизаторы или снотворные таблетки недопустимо. Их при необходимости назначит врач в индивидуальном порядке.

С учетом возраста ребенка, установленного диагноза, тяжести расстройства, обычно назначают следующие лекарственные препараты (короткими курсами с перерывами):

Седативные - Валокордин, Барбовал.
Седативные гомеопатические - Кардиоика, Успокой.
Метаболические - Глицин.
Кардиологические - Трикардин.
Ноотропы – Пирацетам.

Диагностированный синдром повышенной нервной возбудимости очень важно выявить и устранить в раннем возрасте. В противном случае ситуация может усугубиться. С возрастом у таких детей может развиться синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Подробнее об этом синдроме вы можете почитать на сайте.

При проведении коррекции нервной возбудимости, не связанной с патологией, врач может назначить растительные препараты, оказывающие мягкое, щадящее воздействие на детский организм.

Обычно назначают седативные натуральные средства: Ново-пассит и Персен (инструкция по применению каждого препарата перед его использованием должна быть изучена лично с официальной аннотации, вложенной в упаковку!). Также годятся средства на основе успокаивающих лекарственных растений :

- Валериана (капли, настой, таблетки, чай). Препараты из этого растения, как изолированные средства лечения, так и в комплексе с другими средствами, широко применяют для коррекции нервных расстройств. Растение способствует снижению возбудимости ЦНС, устраняет нарушения сна, лечит бессонницу.

- Пустырник . Препараты на его основе часто используют для лечения детей и подростков. Причем Седативный (успокаивающий) эффект пустырника на порядок сильнее действия валерианы.

Ромашка аптечная . Это мягкое седативное средство обычно применяют в виде чая или отвара. С помощью растения лечат нарушения сна, используют при болезни желудочно-кишечного тракта и т.д.

Причем, средства из ромашки не только принимают внутрь, но также используют для приготовления успокаивающих ванн.

В заключение нашего разговора отметим, что внимательные родители всегда замечают изменения в поведении своего ребенка. Если вы заметили первые неприятные симптомы повышенной возбудимости, примите несложные меры:

Отрегулируйте режим дня, следите чтобы ребенок спал не менее 8 часов. Не слишком его нагружайте, давайте достаточное время для отдыха.

Старайтесь больше проводить времени вместе, играйте, совершайте пешие прогулки на свежем воздухе. Не разрешайте подолгу сидеть за компьютером и телевизором. Ну, а при необходимости своевременно обращайтесь к специалистам.

Ребенка, чем она чревата, есть ли в ней хоть что-то хорошее, и что делать родителям таких детей, читайте на сайт.

У каждого ребенка разная степень эмоциональной возбудимости. Польский психолог Казимир Дабровски подробно изучил вопрос повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка. В данной статье мы расскажем о том, что такое синдром повышенной возбудимости у детей и как родителям снять возбудимость ребенка.

Дети посещают садики, учебные заведения и на их эмоциональность влияют их воспитатели, учителя, однокласники. Эмоциональная возбудимость может оказатся синдромом, который надо лечить.

Чрезмерная эмоциональная возбудимость, пожалуй, самая значительная из пяти возбудимостей (интеллектуальная, чувственная, психомоторная чрезмерная возбудимость, а также чрезмерная возбудимость воображения), обозначенных Казимиром Дабровски, польским психологом, следившим за тем, как по-разному вели себя люди в Польше во время Второй мировой войны. Некоторые люди могли совершать акты неслыханной жестокости, а другие — рисковали своей собственной жизнью ради спасения других.

Его наблюдения позже были сформулированы в Теории позитивной дезинтеграции. Чрезмерные возбудимости, иногда называемые супер чувствительностью, являются частью теории.

Что такое чрезмерная эмоциональная возбудимость?

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.

Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо. Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.

Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-за какой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.


Положительное в повышенной возбудимости

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.

Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.

Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

Что может сделать родитель для снятия эмоциональной возбудимости у ребенка?

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?

Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек. А случается как раз так, что дети с сверхчувствительностью действительно страдают, при чем больше — мальчики. Избегайте критики за чувствительность и чрезмерной защиты от окружающего мира. Ни первое, ни второе не поможет.

Все малыши разные, одни спять спокойно всю ночь и не чувствуют дискомфорта все ночь даже в мокрых пеленках, другие наоборот реагируют при любых изменениях, это может быть при прикосновении, резких звуках. При этом может присутствовать выраженный тремор конечностей. У последних может наблюдаться при плаче подрагивайте подбородка, при этом плачь может быть в виде визга или звучать на высоких тонах. Также выделяют и ряд другой схожей симптоматики.

При вышеуказанных симптомах ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Это заболевание, которое считается излечимым. Однако ставить диагноз и приступать к реабилитационному процессу следует как можно раньше. В этом случае есть вероятность рассчитывать на положительный результат лечения.

Особенности болезни и ее признаки

Как правило, данные симптомы могут встречаться у малышей до трех месяцев либо в течении первого года его жизни. Необходимо учесть, что у здорового человека мышцы находятся в умеренном напряжении, при синдроме повышенной возбудимости присутствует постоянный повышенный мышечный тонус. Малыш мало и беспокойно спит и может просто лежать с открытыми глазами. На данные признаки необходимо обратить внимание при этом нельзя некоторые рассматривать с позиции темперамент и особенности возраста.

Нервную возбудимость, как и другие отклонения в нервной системе необходимо лечить и проводить своевременную терапию, корректируя развитие ребенка. При не проведении необходимого лечения в конечном итоге может негативно сказаться на речи, в поведении и мышлении ребенка. Особенности отражения нервной возбудимости на речи может выражаться как в задержки речи, медленный набор активного словарного запаса, употребление слов в неправленых сочетаниях и формах.

Со временем синдром повышенной нервной возбудимости может перерасти в гиперактивность, привести к дефициту внимания, что будет характерно для детей забывчивых, импульсивных и неаккуратных. Именно поэтому специалисты рекомендуют записываться на прием при проявлении первичной симптоматики проблемы.

Диагностика и лечение

Важно вовремя поставить диагноз и принять меры, которые требуют серьезного подхода и длительного лечения под контролем врача-невролога. Первым моментом выявления данного синдрома может произойти при плановом медицинском осмотре во время общения врача с родителями, когда к ребенку прикасаются, разворачивают, разговаривают определяя развитие ребенка по возрасту.

Причины возникновения синдрома повышенной нервной возбудимости может вытекать из расположенности ребенка, присутствие вредных привычек и стрессов в период протекания беременности, наряду с этими причинами большое влияние на состояние неровной системы ребенка во время беременности так же оказывает здоровье матери и его самого после появления на свет. Возникновение синдрома может произойти при приемах в период беременности не рекомендуемых препаратов.

Для восстановления нервной системы младенца, одной рекомендацией является установление распорядка дня, режима сна, приема пищи, проведения времени на открытом воздухе, при этом терапия лечения не обязательно должна протекать с приемом медицинских и лекарственный препараторов, так же могут присутствовать и традиционные рекомендации такие как расслабляющие массажи, которые позволят снизить мышечный тонус, проведения дополнительных упражнений в воде направленных на расслабления мышц. При соблюдении предложенных рекомендаций врачей, то есть вероятность получения стабильного здорового состояния малыша к первому году жизни.

Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги.

Оказывается... более 70-80%! детей первого года жизни приходят на консультацию в неврологические центры по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Детская неврология родилась сравнительно недавно, но уже переживает трудные времена. В настоящий момент многие врачи, практикующие в области неврологии грудного возраста, а также, родители грудных детей, имеющих какие-либо изменения нервной системы и психической сферы, оказались "между двух огней". С одной стороны, школа «советской детской неврологии» - избыточная диагностика и неправильная оценка функциональных и физиологических изменений нервной системы ребенка первого года жизни в сочетании с давно устаревшими рекомендациями интенсивного лечения самыми разными медикаментами. С другой стороны - нередко очевидная недооценка имеющихся психоневрологических симптомов, незнание общей педиатрии и основ медицинской психологии, некоторый терапевтический нигилизм и боязнь использования потенциала современной медикаментозной терапии; и как результат - потерянное время и упущенные возможности. При этом, к сожалению, определенная (а иногда и значительная) «формальность» и «автоматичность» современных медицинских технологий приводят, как минимум, к развитию психологических проблем у ребенка и членов его семьи. Понятие «нормы» в неврологии конца 20 века было резко сужено, сейчас интенсивно и не всегда оправданно расширяется. Вероятно, истина где-то посередине...

По данным клиники перинатальной неврологии медицинского центра «НЕВРО-МЕД» и других ведущих медицинских центров г. Москвы (да и вероятно в других местах), до сих пор, более 80%!!! детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невропатолога из районной поликлиники на консультацию по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в советской детской неврологии очень неопределенно характеризовал практически любые нарушения функции (и даже структуры) головного мозга в перинатальном периоде жизни ребенка (примерно с 7 месяца внутриутробного развития ребенка и до 1 месяца жизни после родов), возникающие вследствие патологии мозгового кровотока и дефицита кислорода.

В основе такого диагноза обычно располагались один или несколько наборов каких-либо признаков (синдромы) вероятного нарушения нервной системы, например - гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости.

После проведения соответствующего комплексного обследования: клинический осмотр в сочетании с анализом данных дополнительных методов исследования (УЗИ головного мозга - нейросонография) и мозгового кровообращения (допплерография мозговых сосудов), исследования глазного дна и других методов, процент достоверных диагнозов перинатального поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционные) снижается до 3-4% - это более чем в 20 раз!

Самое безрадостное в этих цифрах, не только определенное нежелание отдельных врачей использовать знания современной неврологии и добросовестное заблуждение, но и явно просматриваемая, психологическая (и не только) комфортность в стремлении к такой «гипердиагностики».

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС): повышение внутричерепного давления (ВЧД) и гидроцефалия

До сей поры диагноз «внутричерепная гипертензия» (повышение внутричерепного давления (ВЧД) ), один из наиболее употребительных и «любимых» медицинских терминов у детских неврологов и педиатров, которым можно объяснить практически все! и в любом возрасте жалобы родителей.

Например, ребенок часто плачет и вздрагивает, плохо спит, много срыгивает, плохо ест и мало прибавляет в весе, вытаращивает глаза, ходит на носочках, у него дрожат ручки и подбородок, бывают судороги и есть отставание психоречевого и двигательного развития: «виновато только оно - повышение внутричерепного давления». Правда, удобный диагноз?

Довольно часто при этом в качестве главного аргумента для родителей в ход идет «тяжелая артиллерия» - данные инструментальных диагностических методов с таинственными научными графиками и цифрами. Методы могут использоваться либо абсолютно устаревшие и неинформативные /эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалография (РЭГ )/, либо обследования «не из той оперы» (ЭЭГ ), либо неправильное, в отрыве от клинических проявлений, субъективное толкование вариантов нормы при нейросонодопплерографии или томографии.

Несчастные мамы таких детей невольно, с подачи врачей (или вольно, питаясь собственной тревогой и страхами), подхватывают флаг «внутричерепной гипертензии» и надолго попадают в систему наблюдения и лечения перинатальной энцефалопатии.

На самом деле внутричерепная гипертензия - очень серьезная и довольно редкая неврологическая и нейрохирургическая патология. Она сопровождает тяжелые нейроинфекции и мозговые травмы, гидроцефалию, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и др.

Госпитализация при этом обязательна и неотложна!! !

Внутричерепную гипертензию (если она действительно есть) не трудно заметить внимательным родителям: для нее типичны постоянные или приступообразные головные боли (чаще по утрам), тошнота и рвота, не связанная с едой. Ребенок часто вялый и грустный, постоянно капризничает, отказывается есть, он все время хочет полежать, прижаться к маме.

Очень серьезным симптомом может быть косоглазие или разность зрачков, и, конечно же, нарушения сознания. У грудных детей весьма подозрительным является выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа, а также избыточный рост окружности головы.

Без сомнения, в таких случаях ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Довольно часто довольно одного клинического осмотра, чтобы исключить или предварительно диагностировать данную патологию. Иногда требует проведение дополнительных методов исследования (глазное дно, нейросонодопплерография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга).

Разумеется, не может служить доказательством внутричерепной гипертензии расширение межполушарной щели, желудочков мозга, субарахноидальных и другие пространств ликворной системы на снимках нейросонографии (НСГ) или томограммах мозга (КТ или МРТ). Это же относится, к изолированным от клиники, нарушениям мозгового кровотока, выявленным при допплерографии сосудов, и «пальцевым вдавлениям» на рентгенограмме черепа.

Кроме того, нет никакой связи внутричерепной гипертензии и просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы, ходьбы на цыпочках, дрожания ручек и подбородка, гипервозбудимости, нарушения развития, плохой успеваемости, носовых кровотечений, тиков, заикания, плохого поведения и т.д. и т.п.

Вот поэтому, если вашему малышу поставили диагноз «ПЭП, внутричерепная гипертензия», на основании «вытаращивания» глазок (симптом Грефе, «заходящего солнца») и ходьбы на цыпочках, то не стоит заранее сходить с ума. На самом деле эти реакции могут быть характерны для легковозбудимых детей раннего возраста. Они очень эмоционально реагируют на все, что их окружает и что происходит. Внимательные родители легко заметят эти взаимосвязи.

Таким образом, при постановке диагноза ПЭП и повышения внутричерепного давления естественно лучше всего обратиться в специализированную неврологическую клинику. Только так можно быть уверенным в правильности диагностики и лечения.

Начинать же лечение этой серьезной патологии по рекомендациям одного врача на основании вышеперечисленных «аргументов» абсолютно неразумно, кроме того такое необоснованное лечение совсем не безопасно.

Чего стоят только мочегонные препараты, которые назначают детям на продолжительное время, что крайне неблагоприятно воздействует на растущий организм, вызывая обменные расстройства.

Есть и другой, не менее важный аспект проблемы, который необходимо учитывать в данной ситуации. Иногда лекарства необходимы и неправомерный отказ от них, на основании только собственного убеждения мамы (а чаще папы!) в медикаментозной вредности, может привести к серьезным неприятностям. Кроме того, если действительно имеет место серьезное прогрессирующее повышение внутричерепного давления и развитие гидроцефалии, то нередко неправильная медикаментозная терапия внутричерепной гипертензии влечет за собой потерю благоприятного момента для оперативного вмешательства (шунтирующая операция) и развитию тяжелых необратимых последствий для ребенка: гидроцефалия, нарушение развития, слепота, глухота и др.

Теперь несколько слов о не менее «обожаемых» гидроцефалии и гидроцефальном синдроме . На самом деле речь идет о прогрессирующем увеличении внутричерепных и внутримозговых пространств, заполненных спинномозговой жидкостью (ликвором) вследствие существующей! в тот момент внутричерепной гипертензии. При этом нейросонограммы (НСГ) или томограммы выявляют меняющиеся со временем расширения желудочков мозга, межполушарной щели и других отделов ликворной системы. Все зависит от степени выраженности и динамики симптомов, а главное, от правильной оценки взаимосвязей увеличения внутримозговых пространств и других нервных изменений. Это может легко определить квалифицированный невролог. Истинная гидроцефалия, которая действительно требует лечения, так же как и внутричерепная гипертензия, встречается относительно редко. Такие дети обязательно должны наблюдаться неврологами и нейрохирургами профильных медицинских центров.

К сожалению, в обычной жизни такой ошибочный «диагноз» встречается практически у каждого четвертого-пятого грудничка. Оказывается, нередко гидроцефалией (гидроцефальным синдромом) некоторые врачи неправильно называют стабильное (обычно незначительное) увеличение желудочков и других ликворных пространств головного мозга. Внешними признаками и жалобами это никак не проявляется, лечения не требует. Тем более, если у ребенка заподозрили гидроцефалию на основании «большой» головы, просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы и т.д. - это не должно вызывать паники у родителей. Большой размер головы в данном случае не играет практически никакой роли. Однако, очень важна динамика прироста окружности головы. Кроме того, нужно знать, что среди современных детей не редкость так называемые «головастики», у которых голова имеет относительно большой для их возраста размер (макроцефалия). В большинстве таких случаев у младенцев с крупной головой выявляются признаки рахита, реже - макроцефалия, обусловленная семейной конституцией. Например, у папы или у мамы, а может у дедушки большая голова, одним словом, - дело семейное, лечения не требует.

Иногда при проведении нейросонографии врач ультразвуковой диагностики находит в головном мозге псевдокисты - но это совсем не повод для паники! Псевдокистами называют единичные округлые крошечные образования (полости), содержащие ликвор и располагающиеся в типичных участках мозга. Причины их появления, как правило, бывают достоверно неизвестны; обычно они исчезают к 8-12 мес. жизни. Важно знать, что существование таких кист у большинства детей не является фактором риска в отношении дальнейшего нервно-психического развития и не требует лечения. Тем не менее, хотя и достаточно редко, псевдокисты образуются на месте субэпендимальных кровоизлияний, или имеют связь с перенесенной перинатальной церебральной ишемией или с внутриутробной инфекцией. Количество, размеры, строение и места расположения кист дают специалистам очень важную информацию, с учетом которой, на основе клинического осмотра формируются окончательные выводы.

Описание НСГ - это не диагноз! и совсем не обязательно повод для лечения.

Чаще всего, данные НСГ дают косвенные и неопределенные результаты, и учитываются только в совокупности с результатами клинического осмотра.

Еще раз напоминаю о другой крайности: в сложных случаях иногда встречается явная недооценка со стороны родителей (реже - и врачей), имеющихся у ребенка проблем, что приводит к полному отказу от необходимого динамического наблюдения и обследования, в результате чего правильный диагноз ставится поздно, и лечение не приводит к нужному результату.

Несомненно, поэтому, при подозрении на повышенное внутричерепное давление и гидроцефалию, диагностика должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне.

Что такое мышечный тонус и за что его так «любят»?

Посмотрите в медицинскую карточку своего ребенка: там нет такого диагноза, как «мышечная дистония», «гипертония» и «гипотония»? - наверное, вы просто не ходили со своим малышом до года в поликлинику к неврологу. Это, конечно же, шутка. Однако, диагноз «мышечная дистония» встречается нисколько не реже (а может быть и чаще), чем гидроцефальный синдром и повышение внутричерепного давления.

Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (чаще всего), так и серьезной неврологической проблемой (это гораздо реже).

Коротко о внешних признаках изменения мышечного тонуса.

Мышечная гипотония характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Может быть ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, прощупывание мышц несколько напоминает «кисель или очень мягкое тесто». Ярко выраженная мышечная гипотония может существенно влиять на темпы двигательного развития (подробней см. в главе о двигательных расстройствах у детей первого года жизни).

Мышечная дистония характеризуется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, а также вариантом дисгармонии и асимметрии мышечного напряжения в отдельных мышечных группах (например, в руках больше, чем в ногах, справа больше чем слева и т.д.).

В покое у этих детей при пассивных движениях может наблюдаться некоторая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при эмоциональных реакциях, при изменении тела в пространстве, мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Нередко такие нарушения в дальнейшем приводят к неправильному формированию двигательных навыков и ортопедическим проблемам (например, кривошея, сколиоз).

Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям и ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. Выраженная мышечная гипертония также может существенно влиять на темпы двигательного развития.

Нарушение мышечного тонуса (напряжения мышц в покое) может быть ограничено одной конечностью или одной мышечной группой (акушерский парез руки, травматический парез ноги) - и это наиболее заметный и очень тревожный признак, заставляющий родителей незамедлительно обратиться к неврологу.

Заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами за одну консультацию даже грамотному врачу иногда довольно трудно. Дело в том, что изменение мышечного тонуса не только связано с неврологическими расстройствами, но и сильно зависит от конкретного возрастного периода и других особенностей состояния ребенка (возбужден, плачет, голоден, сонлив, замерз и т.д.). Таким образом, наличие индивидуальных отклонений в характеристиках мышечного тонуса, далеко не всегда заставляет беспокоиться и требует какого-либо лечения.

Но даже в том случае, если функциональные нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невролог, скорей всего, назначит массаж и занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах). Медикаменты назначаются крайне редко.

Cиндром гипервозбудимости

(синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)

Частые плачи и капризы по поводу и без, эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность к внешним раздражителям, нарушение сна и аппетита, обильные частые срыгивания, двигательное беспокойство и вздрагивания, дрожание подбородка и ручек (и т.д.), часто в сочетании с плохой прибавкой веса и нарушением стула - узнаете такого ребенка?

Все двигательные, чувствительные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают интенсивно и резко, и так же быстро могут угасать. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. Они очень впечатлительные, переживательные и ранимые! Засыпают крайне плохо, только с мамой, постоянно просыпаются, плачут во сне. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудимости сочетается с повышенной психической истощаемостью.

Наличие таких проявлений у ребенка - это всего лишь только повод для обращения к неврологу, но, ни в коем случает не повод для родительской паники, и тем более, медикаментозного лечения.

Постоянная гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и чаще всего может наблюдаться у детей с особенностями темперамента (например, так называемый холерический тип реагирования).

Значительно реже, гипервозбудимость можно связать и объяснить перинатальной патологией центральной нервной системы. Кроме того, если поведение ребенка вдруг неожиданно и надолго нарушилось практически без видимых причин, у него появилась гипервозбудимость, нельзя исключить вероятность развития реакции нарушения адаптации (приспособления к внешним условиям среды) вследствие стресса. И чем быстрее ребенка посмотрят специалисты, тем легче и быстрее удается справиться с проблемой.

И, наконец, наиболее часто, преходящая гипервозбудимость бывает связана с педиатрическими проблемами (рахит, нарушения переваривания пищи и кишечные колики, грыжи, прорезывание зубов и др.).

Существуют две крайности в тактике наблюдения за такими детьми. Или «объяснение» гипервозбудимости с помощью «внутричерепной гипертензии» и напряженное медикаментозное лечение с использованием нередко препаратов с нешуточными побочными эффектами (диакарб, фенобарбитал и др.). Или полнейшее пренебрежение проблемой, которое может привести в дальнейшем к формированию стойких невротических расстройств (страхи, тики, заикание, тревожные расстройства, навязчивости, нарушения сна) у ребенка и членов его семьи, и потребует длительной психологической коррекции.

Конечно же, логично предположить, что адекватный подход находится где-то между ними...

Отдельно хотелось обратить внимание родителей на судороги - одно из немногих расстройств нервной системы, которое действительно заслуживает пристального внимания и серьезного лечения. Эпилептические приступы встречаются в грудном возрасте не часто, но протекают иногда тяжело, коварно и замаскировано, при этом почти всегда необходима незамедлительная медикаментозная терапия.

Такие приступы могут скрываться за любыми стереотипными и повторяющимися эпизодами в поведении ребенка. Непонятные вздрагивания, кивки головой, непроизвольные движения глаз, «замирания», «зажимания», «обмякания», в особенности с остановкой взгляда и отсутствием реакции на внешние раздражители, должны насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам. Иначе, поздно поставленный диагноз и несвоевременно назначенная медикаментозная терапия значительно уменьшают шансы на успех лечения.

Все обстоятельства эпизода судорог необходимо точно и полно запомнить и, при возможности, записать на видео, для дальнейшего подробного рассказа на консультации. Если судороги длятся длительно или повторяются - вызов «03» и срочная консультация врача.

В раннем возрасте состояние ребенка чрезвычайно переменчиво, поэтому отклонения в развитии и другие расстройства нервной системы иногда могут быть обнаружены лишь только в процессе длительного динамического наблюдения за малышом, при повторных консультациях. С этой целью определены конкретные даты плановых консультаций детского невролога на первом году жизни: обычно в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Именно в эти периоды можно обнаружить большинство тяжелых болезней нервной системы детей первого года жизни (гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, обменные расстройства и др.). Таким образом, выявление конкретной неврологической патологии на ранних этапах развития позволяет вовремя начинать комплексную терапию и достигать при этом максимально возможного результата.

И в заключение, хотелось бы напомнить родителям: будьте чутки и внимательны к своим малышам! В первую очередь, именно ваше осмысленное участие в жизни детей - это основа их дальнейшего благополучия. Не залечивайте их от «предполагаемых болезней», но если вас что-то тревожит и заботит, найдите возможность получить независимую консультацию квалифицированного специалиста.

Пока младенец не умеет говорить, первые месяцы жизни он общается с помощью плача. Грудничок плачет, когда ему хочется есть, спать или просто он жаждет родительского внимания. Но как быть, если ребенок часто ведет себя беспокойно, а плач - беспричинный? В таком случае следует показать малыша специалисту, например, неврологу. Возможно, развивается синдром гипервозбудимости у грудничка. Именно о нем мы сейчас и поговорим.

Характеристика заболевания

По некоторым оценкам гипервозбудимость у грудничка диагностируют более чем у 40% рожденных детей. Отношение к данному явлению в разных странах неоднозначное. Так, в Европе гипервозбудимость рассматривают как пограничное (временное) состояние, не требующее специальной корректировки, тогда как в странах постсоветского пространства она считается патологией, нуждающейся в лечении.

Как бы там ни было, синдром гипервозбудимости у новорожденных - это комплекс симптомов, спровоцированных нервно-рефлекторной возбудимостью и сомато-вегетативными нарушениями. И в ряде случаев при отсутствии адекватного лечения происходят нарушения нервной деятельности разной степени тяжести, нередко дающие о себе знать в более взрослый период жизни.

Причины развития

Гипервозбудимость у новорожденных связана с поражением центральной нервной системы в легкой форме во время родов или еще в период беременности. Нередко патология возникает на фоне нехватки кислорода.

К основным причинам развития патологии относятся:

  • токсикоз, особенно на поздних сроках (гестоз);
  • алкоголизм, табакокурение во время беременности;
  • прием определенных лекарственных препаратов;
  • гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность;
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • стрессовое состояние матери во время вынашивания плода;
  • анатомическое сужение таза, что создает сложности при прохождении через родовые пути;
  • стремительные или, наоборот, затянувшиеся роды;

Кроме того, симптомы гипервозбудимости у малышей до года характерны для периода прорезывания зубов (в это время малыши особенно беспокойные) а также при кишечных коликах

Свой «отпечаток» на нервной системе оставляют такие заболевания, как рахит, спазмофилия, нервно-артритический диатез. Ну и, конечно, легко возбуждаются темпераментные дети (холерики).

Симптомы

У детей с повышенной возбудимостью ярко выражена следующая симптоматика:

  • проблемы со сном - период бодрствования длиннее, чем у малышей этого же возраста, сон прерывистый, с периодическим вздрагиванием ручек и ножек;
  • беспричинный плач, во время крика нередко дрожит подбородок, учащается сердцебиение, усиливается потливость, дыхание поверхностное;
  • кожные покровы часто имеют мраморный рисунок, иногда синюшность;
  • беспокойное поведение у груди: малыш захватывает сосок, но в скорости бросает его, отвлекаясь на посторонние шумы;
  • прибавка в весе ниже нормы, есть склонность к срыгиваниям, запорам или поносам.

У ребенка с признаками гипервозбудимости нередко наблюдается гипертонус мышц, клонусы стоп (выражаются быстрыми и ритмичными сокращениями мышц стопы), рефлекс Моро, возникающий спонтанно. Еще один симптом - повышенная психическая истощаемость - дети с данным синдромом очень эмоциональны, а потому быстро устают.

У недоношенного младенца существует риск возникновения судорог, особенно при повышении температуры (таким детям рекомендуют сбивать температуру даже при отметке 37,5 °C), перегреве или сильном эмоциональном истощении, например, при долгом плаче.

Как повышенная нервная возбудимость в младенчестве может сказаться на взрослой жизни? В будущем подросший ребенок может страдать эмоциональной нестабильностью, тревожными расстройствами, гиперактивностью. Дети реагируют на перемены погоды головной болью, нередко при перевозбуждении наблюдаются нервные тики (даже если эмоции были положительные) и разные формы заикания. Иногда развивается недержание мочи, кала, при тяжелых формах поражения ЦНС - эпилепсия.


В будущем дети с синдромом гипервозбудимости нередко становятся гиперактивными

Диагностика

Безусловно, подобные диагнозы устанавливают не родители, а врач-педиатр совместно с неврологом. Если мамой и папой было замечено проявление вышеперечисленных симптомов у малыша, его следует показать специалистам в ближайшее время.

Проблема установки правильного диагноза при физикальном осмотре заключается в том, что зачастую практически все дети раннего возраста ведут себя беспокойно в новой для них обстановке (кабинет врача), особенно когда их раздевают и прикасается незнакомый человек. Беспокойство и плач в данном случае мешают адекватно оценить состояние малыша.

Также может понадобиться проведение следующий диагностических исследований:

  • нейросонография (УЗИ через незакрытый родничок);
  • электроэнцефалография;
  • рентген и УЗИ шейного отдела;
  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга.


С помощью нейросонографии можно установить, есть ли органические поражения тканей и мозговых сосудов

Опять-таки обследование должно проводиться в спокойной обстановке. Ребенок должен быть сытым и выспавшимся, иначе плач во время исследования повлияет на искажение результатов.

Лечение

Выбор лечения будет зависеть от установленных во время диагностики причин возникновения гипервозбудимости. Детям до года часто назначают следующие процедуры:

Массаж и ЛФК. Помогает снять мышечный тонус. Лучше всего курсы массажа проходить под руководством специалиста, который подскажет, сколько необходимо курсов и с каким интервалом их делать. Он же поможет подобрать необходимый комплекс лечебных упражнений.

Плавание. Издавна известно о благотворном воздействии воды на нервную систему. Главное, чтобы во время занятий ребенок не пугался из-за случайного заглатывания воды или ее попадания в носик.

Физиолечение. В комплекс физиолечения включаются амплипульстерапия, электрофорез, лечение парафином. Подобные процедуры нормализуют обмен веществ и улучшают мозговое кровообращение.

Успокоительным действием обладает также принятие солевых и хвойных ванн, а также травяные чаи с седативным эффектом.


Массаж лучше доверить проводить специально обученным людям

Медикаментозное лечение. Детям первого года жизни при необходимости прописывают прием препаратов с успокоительным эффектом (например, Глицин), ноотропные средства (улучшают мозговую и умственную деятельность), такие как Ноофен, Пантогам, иногда мочегонные, противосудорожные медикаменты.

Безусловно, детям с повышенной возбудимостью требуется соблюдение особенного режима. Для них как никогда важно часто гулять на свежем воздухе, регулярно проветривать помещение, постараться выработать режим сна и принятия пищи. Грудное вскармливание позволяет давать ребенку самую лучшую пищу и телесный контакт с матерью, столь нужный для эмоционального равновесия. Рекомендуется чаще брать кроху на руки, ограждать его от громких пугающих звуков, насколько это возможно.

Профилактика

Профилактические мероприятия в первую очередь сводятся к тому, чтобы вовремя обследоваться в период вынашивания малыша и своевременно устранять симптомы гипоксии. Кроме того, важна правильная тактика ведения родов с избежанием, по возможности, внутричерепных родовых травм.

После рождения ребенку важно как можно скорее установить режим дня, режим кормлений, закаливающие процедуры. При мышечном тонусе назначается профилактический курс массажа и ЛФК. Ну и, конечно, следует вовремя посещать невролога и педиатра.