Ребенок очень нервный и раздражительный что делать. Ребенок и положительные эмоции. Решение проблем родителей

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

— повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг ( и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных .

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Но почему-то все-таки общение с ним вам не доставляет удовольствия, оно скорее кажется обузой. Вы не желаете водить его с собой в гости и лишний раз боитесь вывести во двор, а о дошкольном учреждении не может быть и речи. Ведь он - неуправляем и разболтан, а главное - непредсказуем ни в чем.

Вот он, как вихрь, носится по комнатам, хватает вещи и бросает их. Кричит, командует и требует невыполнимого. И вдруг затих и где-то притаился. Но неизвестно, что последует за этим. Вот он залез под стол, увидя что-то. Трясется весь от ужаса и страха , и непонятно вам, с чем связан страх. А вот навязчиво все время поднимает руку, как будто отдает кому-то честь. А вот он что-то перепроверяет и повторяет свои действия как ритуал. И не узнаешь у него, зачем. Попробуй только его расспроси.

Чуть что не так, он сразу начинает плакать, впадает в ярость, не умея сдерживать свой гнев, и даже может замахнуться на вас. Потом отходит, кажется спокойным, а вы вновь напряженно чего-то ждете, не понимая, что с ним происходит: он болен или у него дурной характер . И в то же время все вокруг считают, что он нервный. Но разве может малыш быть нервным в этом возрасте? Какие у него заботы? И что в действительности означает слово "нервный"?

Как правило, чаще всего под этим словом кроется понятие скорее бытовое, чем медицинское. В общежитейском смысле "нервный" - это практически неуправляемый и раздражительный ребенок, который не умеет и не хочет владеть собой. Но термин "нервный" - неконкретный, собирательный. Поэтому, когда мы говорим о нервном малыше, то в каждом случае так называемая нервность имеет самую различную основу . Мы называем детей "нервными", когда они педагогически запущены, когда у них акцентуация характера, невропатия и неврозы, когда у них есть органические изменения в любом из полушарий головного мозга, причем мы очень часто о них даже не догадываемся.

Так, например, ребенок с поражениями лобных долей мозга никак не поддается воспитанию. Вы упрекаете его, читаете нотации, а он, не замечая этого, спокойно продолжает всех шокировать своими выходками и драчливостью, неряшливостью и дурашливостью. Ему практически нельзя внушить стыдливость и объяснить, что значит чувство меры. И все ваши педагогические методы - как "голос вопиющего в пустыне". Такой ребенок просто по-другому не в состоянии себя вести. Поэтому, когда малыш неуправляем, необходимо срочно показать его врачу, чтоб уточнить причины отклонений в поведении ребенка.

Обычно нервными, действительно, бывают дети с врожденной детской нервностью - невропатией . Таких детей намного больше, чем мы предполагаем, хотя рождение ребенка с детской нервностью уже возможно предсказать по ряду признаков, имеющихся у беременной до родов. А после родов выставить диагноз еще легче. Проверьте, нет ли именно ее у вашего ребенка.

Ребенок с детской нервностью обычно намного возбудимее ровесников. Уже на первом году жизни малыш все время чутко спит и плохо переносит шум, не хочет есть и часто срыгивает. По мере роста и развития ребенка проблемы сна и аппетита нарастают. В три года у него, как правило, нарушен не только ночной сон, но и дневной, когда он просто не желает спать. Кормление его - сплошная мука. Он очень переборчив в пище, и нет практически продуктов, которые бы возбуждали его аппетит. Такой ребенок часто раздражен и расторможен. Сосредоточивается с большим трудом, но ненадолго. Любая мелочь его отвлекает, а непоседливость и суетливость приводят к массе ненужных действий. Другая крайность, когда ребенок с врожденной нервностью все время замкнут, накапливая все в себе. Однако, по какой бы "крайности" ни протекала невропатия у ребенка, вам надо помнить, что такой малыш обычно очень эмоционален, мгновенно переутомляется и склонен к беспокойству. Поэтому все Ваши нарекания лишь вызывают у него обиду.

При изменении погоды, в душном помещении, во время ссоры, при волнении такой малыш обычно может жаловаться на головную боль, на боли в сердце и боли в животе. И он действительно испытывает эти боли. Вообще, малыш с врожденной детской нервностью болеет чаще, чем его ровесники. Он невынослив, у него пониженная реактивность организма и измененный обмен веществ.

И все-таки, когда, воспитывая малыша с врожденной детской нервностью, вы будете учитывать его особенности и индивидуальность, надейтесь на хороший конечный результат. Со временем все симптомы исчезнут. Невропатия - это не болезнь, а только почва для заболевания. Но эта почва - лучший чернозем для невротических реакций и неврозов.

Любой будущей матери необходимо создать плоду особый "комфорт", обеспечить его безопасность, защитить своего малыша, пусть еще не родившегося, но стремящегося жить. А для этого надо пожертвовать многим, поступиться своими желаниями, отказаться от давних привычек и взглядов, изменить образ жизни. Любой будущей матери надо сделать все-все от нее зависящее, чтоб различные вредности внутриутробно не воздействовали на нервную систему плода. Ну, а вредности - это курение, алкоголизм, даже малый глоточек шампанского - яд. Все инфекции, перенесенные во время беременности, начиная от ОРВИ и до самых опасных, - это тоже угроза и риск повреждения нервной системы плода. Остановленный выкидыш, резус-несовместимость, прием разных лекарственных средств...

Словом, будущего ребенка на каждом шагу подстерегают опасности. Есть такие, которые можно предотвратить, потому что они управляемые. Среди них наиболее травмируют женщину конфликты в семье. Все конфликты - как мины замедленного действия для беременной! Они - главный источник ее психического дискомфорта. А психический дискомфорт отражается даже на показателях крови, и не только беременной, но и плода, что отзовется в дальнейшем, когда плод уже станет ребенком.

Когда будущей матери не нужен малыш, когда он, нерожденный, уже нежеланный и все мысли беременной о малыше, как о страшной обузе в ее личной жизни, то ребенок, родившись, своим диким нравом словно мстит всем за это и волей-неволей заставляет, чтоб вы уделяли ему, если даже не хочется, много внимания.

Причиной "нервности" ребенка могут быть и эмоциональный стресс, испытываемый беременной во время сдачи экзаменов, зачетов, и конфликты на работе, издержки быта... Короче говоря, любая ситуация, сопровождающаяся волнением.

Стресс может быть не только у беременной, но и у роженицы. Он ослабляет родовую деятельность, затягивает роды и вызывает кислородное голодание плода. Поэтому любая родовая травма, стремительные роды, симптомы недоношенности и переношенности в дальнейшем могут отразиться на поведении ребенка.

Когда беременность и роды прошли благополучно, "невротизировать" ребенка могут все воспалительные и механические повреждения головного мозга. Любое острое заболевание способно на какой-то срок оставить след на психике ребенка, тем более хроническое. Когда малыш как будто без причины капризен, обследуйте его. Причины могут быть различны: от аденоидов и до глистов.

Однако больше всего ранят психику детей условия их жизни, тот микроклимат, что вы создаете. Ребенку трудно вынести, когда он то "тропический", то "резко континентальный", а вы, как будто бы волшебной палочкой, жонглируете воспитанием, и ваш конечный результат нередко попадает "пальцем в небо".

Всех воспитательных ошибок не перечесть. И чаще всего виновата мама. Малыш все время подражает ей, стараясь быть похожим на нее. Поэтому, когда она капризна - он капризен, она раздражена - он раздражен, она эгоистична - он эгоистичен. Короче, в доме появляется ее двойник, копия с оригинала - малыш с таким же нравом и характером. Недаром говорят: "У нервной мамы - ребенок нервный" .

Невротизирует ребенка ряд причин: он очень часто беспокоен, когда недосыпает, когда весь день его проходит в просмотре телевизионных передач, когда он слушает ужасные истории и сказки, когда он ходит в гости, где очень шумно или многолюдно. Неуправляемый ребенок часто бывает и в такой семье, где "скрещивают шпаги" два поколения: отцы и дети, его родители и их родители. Обычно в этих семьях все "ломают копья", чтоб доказать, как правильно воспитывать ребенка. И если мама утверждает "можно", то бабушка твердит в ответ "нельзя". Малыш в растерянности, кому верить, предпочитая тех, кто говорит "можно". А вы, потворствуя желаниям ребенка, навряд ли знаете, что это сильно ослабляет процессы его торможения, сопровождаясь рядом невротических реакций.

Таким реакциям подвержен также и ребенок, которого вы "укрощаете" ремнем. Любой "физический" вид наказания сопровождается реакцией протеста.

Все избалованные дети капризны тоже, особенно когда их хвалят без предела, внушая, что они - неповторимы. Высокая самооценка их приводит часто к конфликтным ситуациям. Такой малыш не может адаптироваться к саду. В кругу своих ровесников его неповторимость не видна. Зато он часто отстает от них во многих навыках развития: не может сам одеться, застелить постель, не знает, как зашнуровать ботинки. Все это вызывает нарекания, насмешки. Ведь в детском коллективе жесткие законы. Малыш не хочет примириться с этим и... протестует.

Его реакция протеста достигает апогея, когда в семье вдруг появляется новорожденный, и мама с папой отдают все предпочтения ему. Нежданный, непредвиденный удар судьбы. Его предали... Предали ради неумейки - несмышленыша, который ничего не понимает, а только день и ночь кричит и плачет. И чтоб напомнить о себе, ревнуя, ребенок ваш устраивает сцены, причем такие, на которые нельзя не обратить внимания. И вам теперь уже невольно надо помнить, что в доме есть еще один малыш, довольно умный, малыш-помощник, на которого можно положиться. Так что, пожалуй, нечего и думать, кто из двоих достоин предпочтения.

Еще сильнее, чем рождение младенца, травмирует ребенка, делая неуправляемым, распад семьи. Ему необходимы как и мама, так и папа. Он любит их обоих сразу. Уход кого-нибудь из них из дома - невыносимая трагедия. Немного раньше он невольно был свидетелем конфликтов, участником их и судьей. Все это глубоко запало в душу. Он стал как будто бы наэлектризованным и по малейшим пустякам способен разрядиться.

Невротизирует ребенка часто и факт рождения в семье, где нет отца, особенно когда он подрастает и начинает это сознавать.

Пожалуй, как подсолнух тянется за солнцем, так ваш ребенок - за любовью к вам. И вдруг однажды он невольно открывает, что мама с папой больше уделяют ему внимания тогда, когда он что-то сделает не так, как принято вокруг. Когда же он ведет себя "как надо", они все время заняты собой, своими неотложными делами, и он, наверно, им тогда не нужен. Но с этим он не хочет примириться. И действует... любой ценой отстаивая свое "Я". А мы гадаем, почему ребенок нервный.

Как надо вести себя родителям, чтобы ребенок не был нервным:

Еще задолго до рождения побеспокоиться о его здоровье.
- Отказаться от вредных привычек и наладить здоровый образ жизни.
- Оберегаться от инфекций и соблюдать все противоинфекционные мероприятия.
- Постоянно находиться под наблюдением в женской консультации.
- Избегать эмоциональных перегрузок и психологических травм.
- Разрядить конфликтную ситуацию в семье.
- С первых дней беременности думать о ребенке в солнечных тонах, ждать его, как самую большую радость в жизни.
- Пройти курс психопрофилактики перед родами, предупредить родовой стресс.
- С самых первых дней жизни ребенка создать ему психический комфорт.
- Не раздражаться, запастись терпением. Все время помнить, что вы - пример для подражания.
- Найти всем взрослым единый воспитательный подход.
- Не завышать возможности ребенка и не внушать ему, что он неповторимый.
- Ни в коем случае не унижать достоинство ребенка своими методами наказания.
- Всегда быть с ним доброжелательными и тактичными.
- При появлении новорожденного в семье все делать так, чтобы малыш не ощущал себя ненужным.
- Стараться избежать развода и сохранить семью.
- Ребенок ваш не должен быть "орудием" в борьбе друг с другом. Он - не судья в конфликтах.
- Оберегайте малыша от травм и от заболеваний, воздействующих в основном на нервную систему.
- Уделяйте максимум внимания ребенку, который чем-то только что переболел.
- Закаливайте малыша и тренируйте его нервную систему.

Как НЕ надо вести себя родителям с нервным ребенком:

Не заботиться о здоровье будущего ребенка.
- Употреблять спиртные напитки и курить во время беременности.
- Не соблюдать противоинфекционные мероприятия.
- На протяжении беременности думать о неродившемся ребенке, как о будущей обузе.
- Создавать и быть активным участником конфликтных ситуаций.
- Не заботиться о психопрофилактике родов.
- Воспитывать ребенка методами, приводящими к психическому дискомфорту. Конфликтовать в присутствии ребенка.
- Использовать его как средство борьбы между супругами. "Делить" между родителями, желающими разойтись.
- При появлении новорожденного в семье лишать ребенка прежней любви и ласки.
- Не обращать внимания на травмы и болезни малыша.
- Не закалять и не тренировать специально его нервную систему.

Нервный ребёнок - это не диагноз, а характеристика малыша с психо–эмоциональным нарушением по типу невроза. Проявляться это может плаксивостью, обидчивостью, резкими перепадами настроения, плохим аппетитом, чутким сном, плохой концентрацией внимания. У маленьких детей беспокойство может сопровождаться плохим усвоением пищи, что часто проявляется срыгиваниями. В возрасте 1-4 лет проявления невроза у детей могут быть выражены в ковырянии пупка, в детском онанизме, в нервных почесываниях и т.д.

Чтобы уравновесить психическое состояние ребёнка, необходимо устранить причину такого нервозного поведения.

Причины нервной возбудимости у детей

Некоторые дети уже рождаются «тревожными», тогда врачи говорят о врождённой невропатии. Такое происходит, если подобными чертами обладал в раннем детстве кто-то из родителей. Новорожденные обладают незрелой нервной системой, которая заканчивает своё основное развитие к году. В ряде случаев «дозревание» происходит без какой-либо помощи из вне, само собой. Однако в некоторых ситуациях, особенно в случаях осложнённой беременности (инфекции, гестозы, вредные привычки матери), развитие мозговых структур и нервной проводимости может затрудняться в связи с нанесённым во время беременности вредом нервной системе ребёнка. В этом случае существует риск возникновения нервных заболеваний у детей и требуется регулярное наблюдение у невролога и психиатра.

Если же обычно спокойный ребёнок неожиданно стал нервным, то, скорее всего, речь идёт о развитии невроза на почве приобретённых инфекций или психологического дискомфорта (испуг, стресс, конфликт).

Нервный срыв у ребёнка

У детей могут наблюдаться явления срыва в случаях, когда нервное напряжение накапливалось в течение длительного времени, и укрывалось за страхом малыша выразить свои эмоции (например, если ребёнок был свидетелем нескольких конфликтов в отношениях родителей). Наряду с этим нервный срыв у ребёнка возможен как немедленная реакция на возникшую психотравмирующую ситуацию (не совпадение ожиданий с реальностью, смерть близкого, резкое отлучение от груди, оставление в опасности и т.д.).

Внешне нервный срыв выражается истерическими рыданиями, возбудимостью ребёнка, требованиями сделать так, как он хочет. Как в ситуации срыва успокоить нервного ребёнка? Чаще всего срабатывает метод переключения внимания (неожиданно предложить ребёнку полистать интересную книгу, обратить его внимание на происходящее в окне «Смотри, какая машина поехала» и т.д.). В такие моменты родителям важно самим быть спокойными и доброжелательными.

Как лечить нервного ребёнка?

В лечении нервной системы у детей обычно назначают витамины группы B, поскольку они нормализуют нервную деятельность и способствуют улучшению нервной проводимости. Но в основном восстановление психического равновесия у ребёнка происходит благодаря созданию благоприятной психологической атмосферы в семье. В лечении нервного ребёнка многое зависит от ситуации в семье, отношений между её членами. Родителям важно не ругать чадо, не нагружать учёбой, а дать отдохнуть. При этом необходимо поддерживать дружественный контакт с малышом.

Но что делать, если ребёнок очень нервный, а срывы происходят достаточно часто? Обычно в этом случае врачи предлагают поддержать нервную систему психотропными препаратами (типа фенибута). Они помогут снять возникшее нервное напряжение в остром периоде.

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.