Ювелирное дело на древней руси. Ювелирное искусство киевской руси. Женские ювелирные изделия. Височные кольца. Русское ювелирное искусство XII-XV веков


Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская". Фрагмент
Конец 14 - начало 15 века
Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь
Высота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 см

Москва
Россия


Браслет - запястье
4 - 5 век
Золото, стекла; плетение, литье
Длина 22 см

Москва
Найдено в 1927 году на территории Курской области, в верховьях реки Сунжи, в богатом захоронении. Интересно, что плетеные запястья в этот период встречаются гораздо реже, чем браслеты из согнутого гладкого дрота

Гривна
Вторая половина 11 века
Золото

Москва
Предположительно принадлежавший киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне - архангел Михаил, на оборотной - горгона. Чернигов

Бармы. Фрагмент
12 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь
Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Височные кольца
12 век
Золото; чеканка, скань, зернь
4,3 х 4,3 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь
Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Звездчатый колт
12 век
Серебро; литье, скань, зернь
Высота без подвески 11 см; ширина 10 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Колт
12 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь
Диаметр 12,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Перстень-печатка
12 век
Золото
Государственный Русский музей
Москва
Принадлежал знатному русичу

Подвески
12 - 13 век
Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль
Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Браслет
Конец 12 - начало 13 века
Золото, чеканка, скань
Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Резной образок с изображением Св. Тимофея
13 век
Камень, серебро; скань

Москва
Россия

Шапка Мономаха
Конец 13 - начало 14 века
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка
Высота 18,6 см; окружность 61 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Крест
13 - 14 век
Серебро; скань

Москва
Россия


Ковчег-мощевик
14 век
Серебро; резьба, золочение
Высота 11 см; ширина 10,4 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Образок
14 век
Камень, серебро; скань
Государственный Исторический музей
Москва
Россия

Цата с тремя подвесками
Конец 14 - начало 15 века
Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, альмандины, перламутр; чеканка, скань
7,5 х 1,7 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Панагия
16 век
Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань
Высота 16 см; ширина 12 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Шапка Казанская
Середина 16 века
Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь
Высота 24,8 см; окружность 65 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Оклад иконы
1560
Золото; эмаль, скань
Государственная Оружейная палата
Москва
Россия

Пуговицы
16 - 17 век
Серебро; скань
Государственный Исторический музей
Москва
Россия

Серьги
16 - 17 век
Серебро, жемчуг, гранат
Длина 3,6 см

Санкт-Петербург
Россия

"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент
Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

"Большой наряд". Венец
1627
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Высота 30,2 см. окружность 66,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля

Серьги
17 век
Серебро, жемчуг, перламутр, стекло; литье
Длина 5,3 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги
17 век
Серебро, стекло; зернь
Длина 4,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги
17 век
Серебро, стекло; штамп
Длина 4,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги "голубцы"
17 век
Серебро, стекло; филигрань, позолота
Длина 6,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги "двойчатки"
17 век
Серебро, сердолик, гранат
Длина 7,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Крест
Конец 17 века
Золото, драгоценные камни; литье, чеканка, резьба, эмаль
Высота 15,6 см; ширина 10,7 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежал царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

"Шапка Мономаха второго наряда"
1682
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба
Высота 20,3 см. окружность 61 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия


Шапка Алмазная
1682 - 1684
Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль
Высота 28,3 см. окружность 65 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алтабасная
1684
Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
Высота 24 см. окружность 66,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия


Шапка Алмазная
1682 - 1687
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль
Высота 29,5 см. окружность 64 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Пуговицы
17 - 18 век
Серебро; филигрань, зернь, эмаль
Диаметр 1,5 см
Цепь
18 - 19 век
Серебро; литье, эмаль
Длина 80,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Цепь с крестом
18 - 19 век
Серебро
Длина 58,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Цепь. Фрагмент
18 - 19 век
Серебро; литье, эмаль
Длина 80,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах - городах.

Города - центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа - никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие - наконечники стрел, сабли, копья, мечи - и защитное одеяние - кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты - молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры - украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка - красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву - это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению - для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок - ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань) .

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни) ). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз - они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь - это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения - также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами - , зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.

Ювелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения.

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом - женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Представители каждого племени привносили в изготовление украшений что-то самобытное, свойственное только им. Наглядный тому пример - височные украшения «колты». Женщины вплетали их в волосы или прикрепляли к головному убору - до трех штук на каждом виске.

Золотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

В те далекие времена страна испытывала влияние сразу нескольких развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской) (рисунок 3,4). Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы.

Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность - о них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре домонгольской Руси.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Рисунок 3. Подвеска Рисунок 4. Шапка русского царства и венцы царские

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому - польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Во времена Руси произошел расцвет художественных ремесел, особое место среди которых заняла обработка металлов, а именно ювелирное дело. Его центром стал Киев. Основы для металлических изделий изготовлялись при помощи техники литья, позволявшей создавать уникальные или массовые изделия. Первые изготовлялись с применением восковых моделей, а вторые при помощи каменных формочек.

Особое распространения в это время получили золотые и серебряные изделия, которые выполняли в различных техниках. За счет употребления техник, именуемых скани, накладная и ажурная, создавался динамичный и легкий рельефный орнамент. Сканные узоры, как правило, содержали мотивы круга, ромба и треугольника.

XXII-XIII в.в. - период наибольшего процветания ювелирного искусства на Руси. Тогда мастера овладели множеством новых техник - это и «зернь», и «скань», и «филигрань». Благодаря им они научились изготавливать удивительные украшения, например, плетеное оригинальное кольцо из серебра или фигурные серьги. Появляются новые, неизвестные прежде стили ювелирных украшений.

Искусность старинных мастеров трудно переоценить. В Русском музее хранятся древние колты из серебра. Они выполнены в виде овального щитка, украшенного шестью конусами. На каждом таком конусе напаяно 6 тыс. маленьких колечек, а на каждое серебряное кольцо напаяна зернь, то есть 30 тыс. серебряных зернышек на одном только колте. Современные ювелирные украшения могут лишь отдалённо напоминать те, что делали когда-то наши предки, хотя есть и такие, которые точно подпадают под понятие «славянский стиль».