Проект «Мое родное Прикамье. Проект "Заповедные места Пермского края" проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Проект природа пермского края для подготовительной группы

Проект

«Мое родное Прикамье»

Разработчик:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 47»

г. Пермь

2009 год

РАЗДЕЛ II – СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

1. Проблема, на решение которой направлен проект

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.


В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по оказанию воспитанию любви к родному краю нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного края со всей страной.

Мы живем и работаем в Пермском крае. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, Пермском крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

Наш детский сад реализует программу «Детский сад - дом радости» .

Одним из направлений программы является приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности.

И задачей является - расширить представление детей о России, приобщить к истории своей страны, к духовным ценностям своего народа.

Но решаю эту задачу мы не можем не сделать акцент на обогащении знаний детей о нашем родном Пермском крае, о людях, живущих в нем, о традициях и т. д.

Понимаю то, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.


Проживая в Пермском крае, городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

С этой целью мы и решили создать свой проект. Идти надо от близкого к далекому

Цель проекта:

*Знакомство детей с историей и культурой Пермского края, природным, социальным и рукотворным миром.

*Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

*Систематизация знаний о городе, крае

Задачи проекта :

*Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

*Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, краю; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.

*Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Развивать коммуникативные навыки.

*Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, уважения к другим народностям.

*Воспитывать уважение к культуре других народов. Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Россия многонациональная страна, и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет актуальное значение.

Идея проекта заключается в следующем: мы живем в Пермском крае, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю, культуру. Но наш край многонационален, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, обычаи, свою историю и наша задача помочь детям узнать, чем знаменит наш край, познакомить с его историей, культурой, природой, его богатством. Вызвать у детей чувство восхищения и гордости за свою Родину.

Вопросы краеведения красной нитью проходят через все разделы программы «Дом радости, по которой работает наш детский сад.

Мы наметили основные направления работы:

* Формировать у детей представления о том, чем славен родной город, край, чувство гордости за свою Родину.

* Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, города, края.

* Воспитывать у воспитанников интерес к прошлому своего края.

* Приобщать к культуре народов населяющих Пермский край. Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям.

*Формировать национальное самосознание в процессе знакомства с культурой, бытом, традициями.

*Формировать интерес к народам Прикамья и России.

* Учить видеть общее и специфическое в жизни народов Пермского края.

* Осуществлять познавательное развитие ребенка в процессе знакомства с прошлым и настоящим края.


* Сформировать представление о родном городе, крае, как частицы большой страны России.

* Учить активно проявлять свои гражданские чувства.

Реализуя проект, у детей:

    появится интерес к истории родного края, города, к его богатству; разовьется познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, речь.; дети научаться правильно вести себя в окружающем мире, расширят свой кругозор; появится чувство ответственности за живой мир и окружающую природу.

Знакомство с родным краем будет проходить через беседы, сказание (одна из форм занятия), рассматривания альбомов, репродукций, слушание народной музыки, чтение художественной литературы , экскурсии.

Критериями оценки нашей работы будет заинтересованность детей, родителей, педагогов историей нашего родного края.

Дети будут знать историю края, его культуру, природу. И на вопрос - «Откуда ты приехал, где живешь?», ребенок с гордость может сказать: «Я пермяк!».

Наш детский сад реализует программу «Дом радости», и к программе прописана технологи, которая охватывает весь дошкольный возраст. Результатом нашего проекта является дополнений в написанную автором технологию. Использование региональных программ: «Люби и знай свой край». «Патриотическое воспитание дошкольников». «Пермский край» позволило, не нарушая технологию дать детям представления о родном крае, познакомить со знаменитыми людьми Прикамья.

Материал технологии планирую дополнить краеведческим материалом, создать развивающую среду в группе, с учетом регионального компонента.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения

поставленных целей

Работа по проекту рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме

Составление плана работ над проектом

Подбор наглядного и дидактического материала

Диагностика детей «Знаешь ли ты свой край»

Технологический

Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения

Основной

Развитие речи:

Составление творческих рассказов «Моя улица» «Мой город родной», «Мой край»

Беседы: «Мой город – город труженик», «Пермь – театральная», «Богатство Уральских гор», «Пермь – музыкальная», «Они прославили наш край»

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение сказок народов Прикамья; знакомство с творчеством писателей Прикамья– Е. Трутневой, Л. Кузьмин; народный фольклор

Познавательное:

–занятие «Сказание о Перми»; «Сказание об Урале»; «Сказание о Каме»

Экскурсия по микрорайону, по городу

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Прикамья

Экскурсия в краеведческий музей

Игровая деятельность:

– сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Дидактические игры «Путешествие по краю», «Узнай о себе», «Посев»

Разучивание народных игр Прикамья.

Театрализованная деятельность:

– театрализация сказок, потешек народов Прикамья

Конструирование:

– «Улица Декабристов», «Набережная Камы», «Театры города» «Мой Пермский край»

Продуктивная деятельность:

–рисование: «Моя любимая улица», «Уральский зимний лес», обвинская роспись, птицы Урала

Музыкальная деятельность:

Народные праздники; народные песни; знакомство с творчеством детских композиторов –Е. Крылатов, Л. Вахрушева

Работа с родителями :

– беседы и консультации по темам проекта,

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край»; задания на дом;

Привлечение родителей к участию в проведении тематических праздников и развлечений

оценочный

Подведение итогов

Трансляция работы по проекту на стендах

Проведение анкетирование детей

Определение задач для нового проекта

План-график работ

Мероприятия

результат

ответственные

подготовительный

Приобретение литературы о Пермском крае, городе

Буклеты «Природа Урала», «Декоративно-прикладное искусство»

Приобретение игр дидактических игр по краеведению

Составление плана

Подбор наглядного материала

Анкетирование детей

В течение года

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

технологический

Разработка конспектов

Создание предметно-развивающей среды

Оформление выставок

В течение года

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

основной

Беседы, сказания, занятия по плану

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, открыток

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

Театрализация по сказкам народов Прикамья

Конструирование, рисование, аппликация

Подвижные игры народов Прикамья

Экскурсии по городу, в музей

Проведение тематических праздников, развлечений

В течении года (по плану)

Воспитатель

оценочный

Подведение итогов работы по проекту

Итоговое анкетирование детей

Декабрь 2009

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

Распространение результатов:

Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, на методическом объединении

педагогов реализующих программу «Детский сад – дом радости»

Трансляция работы по проекту в СМИ

Интерактивное пособие-скатерть:"Мой город Пермь"

Климова Виктория Ивановна - воспитатель МАДОУ №12 "Чебурашка г. Перми Пермского края.
Описание материала: Данное пособие и материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами при ознакомлении с родным городом, в данном случае это город Пермь. Пособие стало итоговым результатом при реализации педагогического проекта с детьми по теме "Мой любимый город Пермь"
Цель: коммуникативное развитие детей во время совместной работы при помощи интерактивной скатерти.
Задачи:
- Систематизация и упрочивание знаний детей о родном городе, знакомство с историей города.
- Развитие пространственных представлений.
- Воспитание патриотической личности через любовь и интерес детей к родному краю, его уголкам и достопримечательностям.
Здесь по небу плывут облака,
Здесь красавица Кама – река.
Город ярких огней и
красивых людей.
Я люблю, я люблю, тебя Пермь!

Гуляя по улочкам родного города, мы понимаем, как же мало мы знаем о его истории,а что же тогда говорить о наших детях, ведь получается не знаем, не сможем рассказать и им. Именно эти мысли натолкнули меня на выбор темы для реализации педагогического проекта в детском саду. Данный проект реализовывался нами в течении года, во время которого было проделана очень большая работа.Итогом проекта стал продукт в форме скатерти с различными заданиями и играми. Представляю вашему вниманию интерактивную скатерть, одновременно на которой могут самостоятельно работать минимум 8 детей, что способствует их коммуникативному развитию.
Представленный материал :
Развивающая игра "Зоопарк"

Разработанная Пермским автором Фадеевой Е.М.
Цель- знакомство детей с пермским зоопарком и его обитателями.
Памятники и достопримечательности Пермского края и города Фотографии с достопримечательностями города, их описанием и историей. Педагог описывает достопримечательность, воспитанник подбирает картинку.
Цель:Знакомство с достопримечательностями Пермского края.
Пермяк солёные уши - достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
Скульптура состоит из двух частей - фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.
Скульптура расположена на центральной улице города Перми - Комсомольском проспекте около гостиницы «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения - Рустам Исмагилов.
«Пермяк солёные уши» - традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.
Памятник Ермаку - памятник в городе Чусовой Пермского края знаменитому покорителю Сибири, казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу.
Памятник открыт в 2013 г. на пересечении улиц Коммунистической и Мира. Автор монумента - пермский скульптор и архитектор Алексей Матвеев.
Известно, что поход Ермака начался от Усольских земель и проходил по реке Чусовая в сторону нынешнего Нижнего Тагила. В местах, где сейчас находится город Чусовой, был один из привалов казачьего войска.
Скульптурная композиция "Кунгур 1663". 1985 г.
Памятник установлен при въезде в Кунгур со стороны Пермского тракта. Кунгур изображен в виде старого мастера, который держит в одной руке рог изобилия, изображенный на гербе города, а в другой – сталагмит, символ Ледяной пещеры, гордости всех кунгуряков. На скульптуре изображена голова медведя – символ Пермского края и три волны – три реки, которые протекают в Кунгуре: Сылва, Ирень и Шаква.
Пуп земли. 24 ноября 2007г
В 2007 году в городе Кунгур появилась оригинальная малая архитектурная форма «Пуп земли». Интересный заказ воплощен в жизнь Пермским фондом скульпторов в рамках программы «Кунгур – центр культуры Пермского края». «Пуп земли» изготовлен из гранита в форме полусферы. Вокруг «Пупа земли», по всем правилам географии, располагается роза ветров, точно ориентированная по четырем частям света. На осях полусферы написано, сколько километров отделяет Кунгур от мировых столиц: Москвы, Чикаго, Парижа, Токио и др. Появление «Пупа» на нашей земле географически оправданно, именно на нашей территории пересекаются северные, восточные, западные и южные меридианы. Кунгур – это первый город Европы, если двигаться из Сибири.
Памятник Соли - оригинальный памятник в городе Соликамске Пермского края. Посвящен главному символу города - соли, т. к. Соликамск является центром Российской солевой промышленности с XV в. Бронзовые рушник и каравай с солью как символ гостеприимства Соликамска украшают площадь центрального сквера. Памятник изготовили мастера из Нижнего Тагила. Они называют его интерактивным: любой желающий может представить себя радушным хозяином, подносящим гостям хлеб с солью. Дополнительный, но немаловажный элемент композиции - почти четырехметровая арка.
Памятник П.И. Чайковскому находится на площади Чайковского в центральной части города Чайковский Пермского края.
Всего в этом городе находится два памятника, которые посвящены русскому композитору. Первый памятник был установлен на улице Мира еще в 1973 году. Чуть позже, в 1981 году он был перенесен на улицу Ленина.
Открытие нового памятника Петру Ильичу Чайковскому состоялось в торжественной обстановке в канун Нового 2008 года, 27 декабря. Бронзовый памятник изображен в виде фигуры композитора сидящего на стуле и устремившего свой взгляд далеко вперед.
Площадь Чайковского является излюбленным местом вечерних прогулок среди горожан.
Скульптура под названием «Сказание о Кудым-Оше» в городе Кудымкар представляет собой раскрытую книгу, из которой выходит Кудым-Ош. Герой держит в руке символ пама (жезл главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода). На левом плече у него сидит сова - символ мудрости, а рядом идёт медведь - хозяин лесов, олицетворение силы.
Кудым-Ош - герой коми-пермяцкого эпоса. Согласно преданиям, он был вождём племени, потомками которого являются кудымкарцы. Прожил Кудым 150 лет, защищая и охраняя коми-пермяков, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и пообещал когда-нибудь вернуться на эту землю, чтобы помочь и поддержать земляков.
Памятник Алексею Решетову, город Березники,
Решетов Алексей Леонидович - известный поэт, член Союза писателей СССР, лауреат областной писательской премии им А. Гайдара.Памятник стоит на небольшом (около полуметра высотой) постаменте, общая высота памятника – 4 метра, материал – чугун. В 2005 г. успешно произошло открытие памятника поэту Алексею Леонидовичу в г.Березники, в сквере у культурно- делового центра, в центре, в старой части города, очень любимой горожанами. В сквере любят проводить время и взрослые, и дети, и молодежь. Музыканты, любители творчества поэта, собираются около памятника и поют под гитары песни на стихи Решетова.
Памятник пионерам-героям войны в Лысьве, Пермский край, Россия.
Скульптура «Легенда о пермском медведе» г Пермь. Памятников напрямую связан с историей и символикой города Перми. Пермский «мишка» (официальное название скульптуры «Идущий медведь», или «Легенда о Пермском медведе») пользуется огромной популярностью о жителей и гостей Перми. Скульптура установлена в центре города рядом с гостиницей «Урал» напротив «Центрального Универмага» (ЦУМа). Медведь является символом города, этот зверь изображен на гербе Перми на красном фоне с Библией на спине. Со дня основания стала визитной карточкой города, обязательным местом посещения туристов, большой игрушкой для местной детворы и популярным местом у молодожёнов, которые добывают семейное благополучие и счастья натирая «мишки» и без того блестящий нос.
Памятник героям фронта и тыла установлен в Перми на городской эспланаде Идея памятника состоит в том, что три фигуры - образ рабочего, выковавшего щит, воина с мечом и Матери-Родины - представляют собой олицетворение единства подвига как фронта, так и тыла в войне с фашизмом. Фигура рабочего повёрнута на восток, фигура воина устремлена на запад, навстречу пришедшему оттуда врагу. Все три статуи сделаны одного роста, чтобы показать равенство подвига рабочего и воина, а также близость Матери-Родины ко всем. Памятник является важной городской достопримечательностью.
Памятник самовару . Суксун Первые самовары появились, как оказывается, не в Туле, как принято считать, а в городе Суксун в Пермском крае. И, конечно же, на родине самоваров стоит памятник суксунскому самовару, появился в 2006 году. Памятник самовару состоит из 4 скульптур, которые символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Высота памятника - 3 метра, вес - более 900 кг. Существует поверье, что тот, кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен друзьями и близкими людьми. После регистрации брака сюда приезжают молодожены, чтобы совершить своеобразный ритуал: подержавшись за краник самовара, они загадывают желание и верят в то, что их семейная жизнь будет долгой и счастливой. Жители и гости города - в надежде вернуться сюда вновь - наполняют монетками чайную чашку.
Игра "Узнай достопримечательность по контуру" Цель-Узнавание памятников и достопримечательностей по форме и контуру.


"Найди памятник на карте" Систематизация знаний детей о достопримечательностях города и края, ориентирование по карте и правильное расположение по образцу.


Игра на эмоции "Пермяк-соленые уши" Цель- воспроизведение эмоций с картинки образца детьми.(Памятник "Пермяк солёные уши" один из главных и знаменитых памятников города с интересной историей).


Пазл "Карта города-районы" Цель- развитие мелкой моторики и ориентирование по карте.


"Кубики-собиралки" Цель-формирование представлений о том, что в крае проживают люди разной национальности.


"Сенсорные медведи" Символом Пермского края является медведь, и у нас в пособии есть собственная коллекция медведей выполненных руками детей и родителе из различных материалов. Цель- развитие тактильного восприятия.Варианты игр: Узнай из чего выполнено закрытыми глазами; В каком направлении идёт медведь?; Сосчитай и др.


Загадки и стихи о знаменитых местах культурного время препровождения. Планетарий, цирк, ТЮЗ и др.
«Это место всем известно
В центре города оно.
Там качели, карусели
И людей, полным – полно? »
(Горьковский парк)

Танкисты с нашего Урала,
Когда была война,
Нас защищали.
И в городе есть
Памятник такой,
Чтоб помнили,
Об этом мы с тобой.
(Памятник Уральскому танковому корпусу.)

Отгадайте, что за дом
Клоуны смешат нас в нем?
Там зверюшки все живут
И танцуют и поют?
(Цирк)

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия,вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
(Зоопарк.)

Юный зритель в дом войди,
Сказку здесь ты посмотри.
(ТЮЗ)

Небо в звездах прямо днем
С другом только здесь найдем.
Люди тут, и мал, и старый -
Все приходят в... (планетарий)

Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
замечательных людей.
-
Пермь – милый город мой
Ты Каме брат родной
Как я горжусь тобой,
Город мой, город мой.
-
Город мой на Каме реке,
Как никто дорог ты мне.
-
Очень люблю я свой город.
Песни над Камой рекой
Он у нас так еще молод
Пусть остается такой.
Есть в нем прекрасные парки,
Кинотеатры, дворцы
Чудные эти подарки
Строили наши отцы.
-
Что же такое родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Луг в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы…
-
Я нарисую дом,
Скамейку у калитки
На листьях лопуха
Две завитых улитки
Вон бабушка в окне,
Ромашковый букет
Вам это все равно
А, мне милее нет.

Ресурсное обеспечение:

    Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае

    Фотографии улиц родного города

    Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, заводы, памятники, театры, музеи.

    Карты города Перми и Пермского края

    Видеофильмы о городе Перми и Пермском крае.

    Книги пермских писателей и поэтов

    Музыка, песни Пермских композиторов

    Картины и иллюстрации пермских художников

    Дидактические и подвижные игры

    Куклы в национальных костюмах

Участники проекта:

    Воспитатель

    Дети старшей и подготовительной групп

    Родители воспитанников

Ожидаемые результаты:

    Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну

    У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым

    Вовлечь семьи воспитанников в учебно-воспитательный процесс

    Разработать методические и дидактические пособия по патриотическому воспитанию

    Активизировать знания родителей по вопросу патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Модель трех вопросов

Что знаем и умеем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать,чтоб узнать?

Что живем в городе Перми;

Знаем свою улицу;

— детские театры города Перми;

Что в Перми течет река Кама;

Какие деревья растут в нашем лесу;

Какие водятся животные и птицы.

Кто основал город Пермь и как он назывался раньше;

Познакомиться с символикой города Перми;

Достопримечательности города Перми;

Какие улицы есть в нашем городе;

Какие заводы есть в Перми и Пермском крае;

Узнать писателей и художников Пермского края;

— узнать о выдающихся людях города Перми;

Узнать больше о животном и растительном мире Пермского края;

Узнать какие полезные ископаемые есть в Пермском крае и как их добывают;

Понять почему люди живущие в городе Перми гордятся своей Родиной.

Рассматривать иллюстрации о Перми и Пермском крае;

Смотреть документальные фильмы о Перми;

Беседовать о Перми;

Провести выставки рисунков о Перми;

Провести викторины о Перми и Пермском крае;

Создать газеты о Перми и ее жителях;

Дата

Тема

Сентябрь

Октябрь

Моя малая Родина

Беседа о районе (улицах, зданиях, культурных и промышленных центрах)

Рассматривание карты района

Создание фотоальбома «Район раньше и теперь»

Составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Экскурсия по улице Веденеева

Конструирование из лего « Мой район»

Ноябрь

История возникновения города

Рассказ «Как возник город Пермь»

Создание фотоальбома «История Перми»

Декабрь

Путешествие по родному городу»

Беседа «Достопримечательности Перми»

Создание фотоальбома «Культурные центры Перми»

Изготовление макета города Перми

Лепка «Кто живет в зоопарке»

С-р игра «Цирк»

Д/и «Экскурсовод»

Январь

Февраль

Они прославили наш город

Беседа о выдающихся людях города Перми

Создание фотоальбома «Знаменитые люди нашего города»

Выпуск газеты «Кем работают мои родители»

Составление рассказов «Кем я хочу стать»

Март

Апрель

Писатели, поэты, художники Пермского края

Организовать выставку книг писателей Пермского края

Чтение сказок разных народов Пермского края

Чтение сказок Бажова

Чтение стихов и слушание песен о городе Перми

Рассматривание репродукций картин Пермских художников

Создание галереи рисунков «Мой любимый город»

Май

Боевая слава города

— изготовление праздничных открыток,

— встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

— беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Беседа «Памятники города Перми»

Викторина «Что мы знаем о Перми»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Знакомство с символикой города Перми и Пермского края

Знакомство с флагом и гербом Пермского края

Закрашивание герба города Перми

Рисование «Герб семьи»

Октябрь

Ноябрь

Природа Пермского края

Рассматривание карты Пермского края

Беседа «Растения Пермского края»

Создание альбома «Лекарственные травы Прикамья»

Рассказ о заповеднике «Басеги»

Рассматривание буклетов, журналов, демонстрация слайдов о природе Прикамья

Рисование «Лес — точно терем расписной»

Декабрь

Животный мир Пермского края

Рассматривание и чтение книг, энциклопедий, журналов о животном мире Пермского края

Создание альбома «Животные занесенные в красную книгу»

Лепка «Животные нашего леса»

Создание макета «Природа Прикамья»

Январь

Ископаемые Пермского края

Рассматривание коллекции ископаемых Пермского края

Создание мини-музея «Изделия из камней Прикамья

Беседа «Кунгурская пещера»

Чтение П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Февраль

Народы Пермского края

Знакомство с людьми разных национальностей проживающих в Пермском крае

Выставка одежды, предметов быта народов коми, татар. русских

П/и разных народов

Слушание стихов, песен

Март

Беседа о правилах поведения в природе

Выставка плакатов «Береги родной край»

Апрель

Пермский край – моя Родина

Создание мини-проектов «За что я люблю свой город»

КВН «Пермский край – моя Родина»

Список литературы:

Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом , М.: ТЦ Сфера,1999

Бажов П. Серебряное копытце, изд-во Речь, 2015

Бажов П. Хозяйка медной горы, Стрекоза- Пресс, 2007

Бородинских Г.А. Пермь Великая г. Соликамск, 1994г.

Воробьев В.И. О черном аисте и белом подснежнике, Перм. Кн. Изд-во, 1987

Воробьев В.И. Капризка: Росмэн-Пресс, 2013

Кузьмин Л.И. Шагал один чудак: Пермь: Перм. Кн. изд-во, 1988

Кузьмин Л.И. Капитан Коко и зеленое стеклышко: Перм. Кн. Изд., 1968г.

МельчаковаС.С.Город в глубине России. Пермь: Пушка, 2010

Пермяк Е.А. Чижик-пыжик, Махаон, 2013

Пермяк Е.А. Дедушкина копилка, М.: ЭКСМО, 2009

Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. Пермь: Пушка, 2000

Пермь: 280 шагов по городу, Пермь: Пресс-центр, 2003

Пьянков Б. Лесная душа, Пермь: Звезда, 2003

Трутнева Е.Ф. Огоньки –снегири, стихи, Детская лит-ра, 1974

Трутнева Е.Ф. Золотой дождик, стихи, Пермь: Кн. Из-во, 1984

Трутнева Е.Ф. Проталинки, стихи, М.: Детгиз, 1958

Трутнева Е.Ф. Родина, Пермь: Пермьгиз, 1945

Федин С.Н. Игры нашего детства, Айрис- Пресс, 2006

Черных Е.А. , Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. Пермь, Пушка, 2001

Сказки Прикамья, Пермское книжное издание, 1972г.

Имена героев на карте пермского края, брошюра, Пермь, 2012г.

Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста.

Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Сроки реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год.

Актуальность проекта

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель : Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных и культурных ценностей.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: истории, символике, достопримечательностях.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Познакомить с творчеством Пермских писателей.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь.
  • Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.
  • Активизировать и расширять словарный запас по теме.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей.

Ресурсное обеспечение:

  • Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края;
  • Книги;
  • Журналы;
  • Открытки;
  • Художественные произведения и материалы;
  • Дидактические игры.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • учитель-логопед;
  • дети подготовительной группы;
  • родители воспитанников.

Гипотеза:

  • Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, флору и фауну;
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;
  • Уметь составлять связный рассказ о своём городе, его достопримечательностях.

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие 1. Познавательные занятия:
  • ·«Мой город на Каме»
  • ·«По улицам города»
  • ·«Район детского сада как часть города»
  • · «Растительный мир родного края»
  • ·«Животный мир Прикамья»
  • · «Наша Кама велика, широка и глубока»
  • ·«Писатели Пермского края

2.Составление описательных и творческих рассказов на тему:

  • ·«Город, в котором я живу»
  • ·«Я и моя семья»
  • ·«Профессии родителей»
  • ·«Моя улица»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г.Пермь.

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях:

«Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу — время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

9. Литературный праздник, посвящённый творчеству

Е. Пермяка и Е. Трутневой.

Игровая деятельность 1. Оформление игротеки дидактических игр:
  • ·«С какого дерева лист?»
  • ·«Кто лишний?»
  • ·«Найди животных нашего края»
  • ·«Заселим реку Каму»
  • ·Лото «Где это сделано?»
  • ·Домино «Люби и знай свой Пермский край»
  • ·«Между двух вокзалов»

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • ·Пожарные
  • ·Магазин «Сувениры Прикамья», «Пермские конфеты»…
  • ·Семья
  • ·Экскурсия по городу

3. Игры народов Прикамья.

Трудовая деятельность

  • ·«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)
  • ·Конкурс на лучшую кормушку для птиц;
  • ·Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование»;
  • ·Задание на лето: собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.
  • ·Привлечение детей родителями для труда на даче.

Ручной труд:

  • ·Поделки из природного материала
  • ·Изготовление макетов зданий города

Изобразительная деятельность

Рисование:
  • ·«Животные, птицы, растения Перми»
  • ·«Улицы родного города»
  • ·«Любимое место в моём городе»

Лепка животных (лось, медведь, бобр), птиц (цапля, снегирь, клёст).

Конструирование (бросовый материал): «Национальная кукла из ниток», макет перекрёстка ДКЖ.

Строительный материал: здания города.

Здоровье и физическое развитие

Беседы:
  • ·«Полезные привычки»
  • ·«Точечный массаж»,
  • ·«Лечебный чай»
  • ·День здоровья.
  • ·Альбом «Поделись опытом семейного отдыха»
  • ·Спортивные праздники, развлечения

Экологичес-

кое воспитание

  • ·Беседа о климатических условиях города, области.
  • ·Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
  • ·Составление экосказки о городе Перми, реке Каме.
  • ·Мероприятия по охране окружающей среды.
  • ·Викторина «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют).

Социальное развитие

  • ·Экскурсии в лес;
  • ·Экскурсии по родному городу;
  • ·Посещение выставок художников города, края с родителями;
  • ·Экскурсия в библиотеку ДКЖ;
  • ·Экскурсия в краеведческий музей;
  • ·Организация уголка краеведения в группе.
  • ·Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной

Музыкальная деятельность

  • ·Разучивание стихов и песен о Перми и Каме
  • ·Оформление музыкального уголка в русских традициях
  • ·Прослушивание песен об Урале и городе Перми
  • ·Развлечения
  • ·Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи»
  • ·Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь»

Взаимодейст-

вие с родителями

  • ·Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)
  • ·Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)
  • ·Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»
  • ·Фотоальбом «Моя семья»
  • ·Фотоальбом «Профессии родителей»;
  • ·Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
    • ·Консультации:
    • ·Помощь в организации экскурсий
    • ·Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

Проект «Чудеса Пермского края» для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель: Некрасова Е.С.

Цель: Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать интерес к Пермскому краю;

Познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Пермского края;

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;

Расширять кругозор, познавательную активность;

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Актуальность.

В настоящее время очень часто говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Родители мало уделяют внимания данному вопросу, современные дети недостаточно знают о своем родном крае. А ведь Родина начинается с места, где человек родился. Поэтому знакомство с родным краем надо начинать с детского сада, чтобы ребенок почувствовал себя частицей своей родины, мог гордиться и восхищаться ею.

Участники проекта: дети группы «Звездочки», воспитатели, родители.

Проект краткосрочный, познавательный – 2 месяца.

Реализация проекта.

1 неделя. Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проектной деятельности.

Ознакомление родителей воспитанников с целью и задачами проекта.

Посещение воспитателями библиотеки им. Лермонтова с целью подбора материала по теме.

Создание электронных презентаций, подборка видеороликов по теме проекта.

Основной этап.

2-3 недели. Город Кунгур и «Кунгурская ледяная пещера».

НОД «Кунгур – город заповедный».

Задачи: Рассказать детям о городе Кунгуре, познакомить с некоторыми фактами из его истории; дать представление о достопримечательностях Кунгура; познакомить детей с народными промыслами жителей Кунгура.

Познавательное занятие «Что такое пещера?».

Задачи: Дать представление о пещере как природном объекте; рассказать о том, какие бывают пещеры; познакомить с профессией спелеолог.

НОД «Кунгурская ледяная пещера».

Задачи: Дать представление о Кунгурской ледяной пещере как природной достопримечательности всесоюзного значения.

Просмотр видеофильма о Кунгурской ледяной пещере.

Задачи: Познакомить с особенностями ледяной пещеры; вызвать живой интерес к пещере и желание побывать в ней.

Опытно-экспериментальная деятельность детей и родителей: «Сталагмиты и сталактиты», «Соленые бусы». Фотоотчет о проделанной работе.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в проекте; развивать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Изо-деятельность «Грот Кунгурской ледяной пещеры». Выставка рисунков.

Задачи: учить выражать в рисунке свое представление о Кунгурской ледяной пещере; развивать воображение и творческие способности детей.