Смысл и способы личностной жизни: этический аспект. Принципы нравственного поведения

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Рассматривая общетеоретические вопросы преступлений против нравственности в уголовном праве Республики Казахстан, прежде всего, следует остановиться на самом понятии нравственности. Данный вопрос важен не только с познавательных моментов, но и с позиций законотворчества и правоприменительной практики. От того или иного подхода к решению данной проблемы зависит принципиальная позиция, с которой следует подходить к оценке содержания и сущности преступлений рассматриваемой категории. В зависимости от того, как будут сформулированы концептуальные подходы к разрешению проблем, соответственно будут решаться как теоретические, так и прикладные аспекты регламентации преступлений против нравственности.

Следует констатировать, что в течение многих лет ведутся споры о понимании категории нравственности. Хотя в литературе, как научной, так и ненаучной, очень часто обращаются к проблемам нравственности, морали и духовности.

Вопрос о понимании нравственности в правовом контексте в научной литературе до сих пор носит неоднозначный характер.

Философы, как и юристы, высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих сущность нравственности, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.

Нравственность нельзя рассматривать в отрыве от понятий мораль и духовность. Тем не менее к числу спорных относится вопрос об их тождественности, а также следует ли вообще разграничивать данные категории. В литературе мораль и нравственность чаще толкуются как явления одного порядка.

Если обратиться к существующим определениям, то чаще всего нормы морали трактуются как правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, социальных групп, организаций.

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Например, В.С.Нерсесянц так и утверждает: «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».

Нравственные же нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Таким образом, там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствовался ими в своем поведении, по мнению философов, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного. ; В принципе в этических явлениях всегда присутствуют два момента: личностный (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Если исходить из этого правила, то первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй – нравственности. Поэтому вытекает некий посыл, в соответствии с которым, когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности, точнее о групповых и обще-социальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях. Это утверждение, пожалуй, самое распространенное и часто используемое в юридической литературе и в диссертационных исследованиях. ;


Вместе с тем, будучи особой формой общественного сознания и видом общественных отношений, мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный или идеализированный характер. Имея в виду осуждение или одобрение тех или иных поступков, моральная ответственность выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение.

В свою очередь, специалисты в области правовой этики также дифференцируют понятия «мораль», «нравственность» и «нравственное сознание». Например, по мнению А.С. Кобликова, нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону.

Исследователь М.С. Строгович, выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Существуют различные подходы к пониманию природы и специфики морали. В методологическом отношении можно выделить две основные концепции: историко-генетическую и историко-системную.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространённых в социальных исследованиях. Он развивался с опорой на эволюционные идеи, и его суть состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. В данном случае, история этикирассматривается как циклогенез этических систем, где на каждом этапе их развития выделяются качественные характеристики данных систем.

В нашем случае больший интерес представляет второй подход – историко-системный. Мораль здесь предстает как вид духовно-практического производства человека в качестве социально-нравственного существа. Такое представление о морали проводит линию на признание ее стороной человеческой жизнедеятельности, сквозным элементом всей (в том числе и юридической) общественной практики. При таком подходе подчеркивается, что с разными условиями духовно-практического «производства» связана целая серия расколов нормативной системы – между официальной и неофициальной моралью, между целесообразностью и нравственностью, между общественным мнением и совестью.

Такие расхождения порождают многочисленные противоречия между разными нормативными системами, в том числе и теми, которые являются предметом нашего исследования. Например, между личностным восприятием морали и официальной обязательностью правовых требований, между чувством морального долга и рациональностью правовой нормы и т.д. Индивид оказывается одновременно как бы в нескольких «аксиологических мирах», воплощая в каждом из них разные, подчас несовместимые, оценки и устремления.

В целом историко-системная модель объяснения морали исходит из философской традиции, представляющей мораль как сторону человеческой деятельности, основанную на дихотомии добра и зла. Вместе с тем она не учитывает регулятивного характера морали как существенного момента взаимосвязи ее с правом.

В этом же ключе описывал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства, – утверждал философ, – дана нам …для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».

Между тем, как это следует из вышеприведенных определений, мораль как и нравственность всегда общественна по своему содержанию и тесно связана с нормами права. Например, С.А. Комаров считает, что общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Нравственность в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, долга, чести и т.п., которые проявляются по отношению к людям или природе. Духовность человека есть составная часть нравственности. Очень часто понятие духовности приравнивается к религии. Это связано по всей вероятности с тем, что речь идет о душе человека, его подчиненности неким высшим силам. Оставим это учение богословам. Констатируем тот факт, что духовность вплетена в ткань нравственности и неразрывна с ней.

Духовность человека, личности, индивида раскрывается через самопознание собственного бытия, собственного поведения, собственных ощущений и собственных желаний. Высокодуховный человек не способен на поступки, которые не отвечают его внутреннему ощущению, не согласуются с его разумом. Духовная жизнь человека связана с познанием мира, цели и смысла жизни. При непонимании этих категорий, а чаще потери смысла жизни, потере собственного «Я», могут наступить кризисы духовного здоровья человека. А это, в свою очередь, требует лечения, чем и занимается современная психология, т.е. лечением души. Оставим эту тематику психологам и вернемся к понятиям мораль и нравственность.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность следует рассматривать во взаимосвязи с духовностью.

Довольно четкая позиция по данному вопросу изложена в работе С.Арутюнян «Идентичность: от теории к практике». Исследуя культурологическую трактовку кризиса идентичности, она попыталась сравнить мораль и нравственность. При этом находит их совершенно различными, нетождественными понятиями. По её мнению:

1) мораль всегда есть явление социально-групповое: мораль семьи, сформированной социальной группы, классовая мораль и т.п.

Нравственность есть всегда общечеловеческая, нет нравственности группы, класса, партии;

2) мораль есть свод норм и предписаний, социальной группы, навязанных извне. Нравственность «произрастает» изнутри и не имеет ничего общего с нормами и стандартами;

3) мораль есть средство регуляции общественного поведения и создана в первую очередь для управления. Нравственность, «произрастая» изнутри, в первую очередь и направлена на себя. Если мораль направлена вовне, то нравственность направлена вовнутрь;

4) моральный поступок оценивается извне и может быть либо поощрен, либо наказан. Нравственный поступок находится вне наказания-поощрения, то всегда есть самоотношение и самооценка.

Переживания, связанные с аморальным поступком, всегда внешне ориентированы и ничего общего не имеют с глубинными личностными переживаниями. Поступок, связанный с нравственными переживаниями, всегда имеет внутриличностную основу. Трудно не согласиться с таким мнением. Безусловно, мораль и нравственность не есть некие статические показатели жизни человека. Они подвергаются постоянному движению и развитию. Индивид в течение своей жизни должен выбирать и строить свои действия сообразно сложившимся в обществе правилам и нормам поведения с учетом сложившегося (или складывающего) собственного духовно-нравственного мироощущения. Поэтому духовно-нравственное развитие играет важную роль в процессе жизни человека. Возможно, это несколько упрощенная формула процесса самореализации человека. Но в рамках данного исследования нами предпринята попытка определиться с понятиями и категориями изучаемого явления, механизмами их реализации в условиях социокультурной нестабильности и кризиса нравственности.

Процесс взаимодействия морали и нравственности в ходе личностного роста находится в состоянии конфликта, если у человека развита нравственность. «Отсутствие конфликта, – пишет С.Арутюнян, –свидетельствует о том, что личностного роста не происходит, сложность разрешения этого конфликта представляется как сложность личностного роста. Нормальное органическое личностное отношение в этих конфликтах – это первенство нравственности над моралью. В конечном итоге взаимоотношение морали и нравственности – центральная и сложнейшая проблема становления личности, которая должна быть решена на базе практической психологии, философии, педагогики. При этом отсутствие духовности есть препятствие на пути развития личности».

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри-личностную основу. Мораль выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.

Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области

Сущность нравственного воспитания


111. Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова .
111. Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
111. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
111. Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?


111. В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания
111. В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
111. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.
111. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».
111. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
111. Выдающийся философ В.В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».
111. «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», - писал в 1962 году философ И.А. Ильин.
111. Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
111. Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке … Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё - понятия нравственности.
111. «Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С.И. Варюхина и приводит такую классификацию.
111. «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1. мотивационно-побудительный;
2. эмоционально-чувственный;
3. рациональный, или умственный.

111. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень


111. Содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Эмоционально-чувственный уровень


111. Состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
111. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».
111. Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место.
111. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.
111. Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
111. Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
111. Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
111. Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень


111. Содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.
111. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
111. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
111. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
111. Что же такое потребность вообще? Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.
111. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
111. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
111. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
111. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
111. Нравственные потребности начинаются:
111. 1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
111. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным.
111. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
111. 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.
111. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

111. 3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

111. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».
111. С.И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
111. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
111. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.
111. Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
111. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
111. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
111. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

111. Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1. Родители должны осознавать важность этой задачи.
2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Список использованной литературы:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989.
2. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - С. 92
3. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - С. 219.
4. Ильин И.А. Душа ребёнка.// Очаг. - 1993. - №9.
5. Варюхина С.И. Истоки Доброты. - Минск., 1987.
6. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Минск,
1981. - С. 38.