Откуда пошел каблук. Жизнь на шпильке, или все о высоких каблуках

Современная женщина не мыслит себя без туфлей на шпильках. Для нее это такое же грозное оружие, как для российского государства «Воевода», «Тополь» и «Ярс» вместе взятые. Но к чему может привести страсть к каблукам? Давайте разбираться.

Физиология

Масштабное исследование, проведенное специалистами из университета Квинсленда (Австралия) под руководством доктора Нила Кронина выявило следующие факторы опасности, которые непосредственно связаны с частым ношением обуви на высоком каблуке.

Во-первых, ходьба на высоких каблуках на 26 % увеличивает нагрузку на коленный сустав, что повышает риски появления остеоартроза.

Во-вторых, ношение туфель на высоких каблуках с острым носком может привести к пережатию нерва, проходящего между головками плюсневых костей, что может способствовать появлению так называемой невралгии Мортона. В-третьих, во время ношения туфель на высоких каблуках, центр тяжести тела уходит вперед, что влечет за собой нарушение прямоты позвоночника.

В-четвертых, высокий каблук, в сочетании с постоянным давлением жестких ремешком и задников туфель, может способствовать появлению бурсита аххилова сухожилия, так называемой деформации Хаглунда (воспаление суставной сумки, расположенной между ахилловым сухожилием и кожей).

Наконец, чем выше каблуки, тем сильнее напрягаются икроножные мышцы, от этого они деформируются и уплотняются.

Канадский врач Виктор Селеста также считает, что частое ношение туфель на шпильках может привести к потере интереса к сексу - фригидности. По утверждению медика это связано с тем, что из-за каблуков свободный доступ крови в область таза ограничен. Однако, есть и прямо противоположная точка зрения.

Исследование, проведенное доктором Марией Черруто из Веронского университета, показало, что ношение каблуков может, напротив, может способствовать стимуляции кровообращения в тазу и даже развивает мышцы, влияющие на оргазм.

Психология

Доктор Павловский из Вроцлавского университета (Польша) провел исследование, в котором задействовал около сотни добровольцев. Целью его было выяснить, каким человеку представляется идеальный силуэт ноги. Оказалось, что большинство участников эксперимента выбрали в качестве "идеальных ног" те, которые были визуально удлинены примерно на 5 %.

То, что каблуки визуально удлиняют ноги знают все, теперь у нас есть научное подтверждение того, что для большой части респондентов это действительно важно. Однако, тут главное знать меру, поскольку слишком длинные ноги были участниками исследования "забракованы", отмечают сетевое издание russian7.ru .

Женщина на высоких каблуках становится выше, а значит - увереннее. Не случайно первой каблуки стала носить жена Генриха II Екатерина Медичи, чтобы перебороть комплекс перед высоким мужем. Кроме того, если говорить о каблуках как сексуальном фетише, нужно сказать и то, что женщина на них воспринимается более уязвимой - спастись бегством на каблуках затруднительно.

Во время беременности

Девушкам, привыкшим к высоким каблукам, на время поздних сроков беременности придется от них отказаться. Так считает врач Хильда Хатчерсон, доктор медицинских наук, профессор акушерства и гинекологии Медицинского центра Колумбийского университета. Дело в том, что, во-первых, во время беременности центр тяжести смещается вперед, и суммарный эффект от ношения высоких каблуков (при котором центр тяжести также смещен) будет негативно сказываться на позвоночнике.

Также во время беременности увеличивается вес тела, повышается риск вывихов, варикозного расширения вен и прочих неприятных симптомов. Высокий каблук может ускорить их появление.

По мнению врача-акушера Раисы Зябликовой, не стоит также и переходить на обувь совсем без каблуков. Это может способстовать развитию плоскостопия и того же варикозного расширения вен. Как во всем, нужно придерживаться "золотой середины", носить обувь с каблуком не выше 3-4 сантиметров.

Идеальный размер

Модельеры (например, Кристиан Лубутен) утверждают, что идеальный размер каблука - 11 см. В принципе, их мнение понятно, но оно пристрастно и считаться объективным не может. Лучше прислушаться к ортопедам. Они предлагают простую формулу, вычисления идеального каблука: длина стопы, деленная на семь. Есть и более сложные формулы, которые выводятся с учетом теории пропорциональности, но зачем усложнять, если есть простая рекомендация? В целом же медики советуют не злоупотреблять ношением каблуков выше 4 сантиметров.

Вредная привычка

Постоянное ношение туфель на высоких каблуках может необратимым образом сказаться не только на строении ног, но и на всей системе кровообращения организма. Уже упоминаемый доктор Нил Кронин убежден, что обувь на каблуках можно носить не чаще 2-3 раз в неделю, иначе есть риск заработать себе нехорошие симптомы в пожилом возрасте. Привычка постоянно носить шпильки может также привести к болевым ощущениям при смене обуви. Конечно, не стоить злоупотреблять ношением туфель на каблуках девочкам - здоровее будут.

Подробно

Крупным планом

История с кишечной инфекцией в московских детских садах получила неожиданное продолжение, уже на уровне школ. Следователи возбудили уголовное дело по статье 238 ч.2 (производство, хранение и сбыт продукции, не отвечающих требованиям) в отношении пока неустановленного круга лиц из числа сотрудников школы № 1200, школы № 1360, школы № 1637, школы № 362, школы № 423, школы № 429, школы № 1748.

Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве. В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца). Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком. На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей. В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги. Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка». Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю. Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV). Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой. В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Считается, что обувь на каблуках первыми стали носить мясники в Древнем Египте. Они делали это для того, чтобы во время работы не испачкаться кровью.

Известно, что большая часть жителей Древнего Египта ходила босиком, однако на фресках, датированных 3500 годом до нашей эры, изображены представители высшего сословия, на ногах которых видна обувь на каблуках. Предполагается, что ее носили в ритуальных целях.

Выглядела она как-то так

В Древней Греции и Риме существовали сандалии на высокой платформе. В Риме высокие каблуки были одной из отличительных черт одежды проституток.

В средневековой Европе мужчины и женщины прикрепляли к обуви деревянные дощечки, приподнимавшие пятку над уровнем носка, чтобы не запачкать обувь, которая в те времена стоила дорого. Поскольку улицы в Средневековье служили практически канализацией, эта мера предосторожности была совсем не лишней.

В 15 веке в Турции начали делать обувь на платформе, которая стала популярна и в Европе. Высота платформы составляла от 15 до 20, а иногда - до 75 см, и женщины в такой обуви могли ходить только с помощью палочки или прислуги. В Венеции обувь на платформе стала символом статуса; путешественники отмечали невероятно, до смешного высокую обувь венецианок.

Официально изобретение высокого каблука приписывается Екатерине Медичи, которая была довольно невысокого роста. В возрасте 14 лет она была обручена с Герцогом Орлеанским, будущим королем Франции. По сравнению с женихом Медичи выглядела совсем маленькой, кроме того, ее едва ли можно было назвать красавицей. Она чувствовала себя не уверенно и от того, что ей предстояло стать королевой, и от необходимости выдерживать конкуренцию с фавориткой короля. Своеобразным выходом из положения стали каблуки высотой всего около пяти сантиметров, которые не только делали ее визуально выше, но и придавали походке большее очарование. Обувь на каблуках стала пользоваться огромным успехом, и вскоре считалась атрибутом привилегированной части общества. Мария Тюдор, она же Кровавая Мэри, носила очень высокие каблуки, чтобы выглядеть более властно. К 1580 году каблуки стали популярны у представителей обоих полов.

Король Франции Луи XIV носил обувь, каблуки которой были украшены миниатюрами со сценами сражений. Высота королевских каблуков иногда достигала 12,7 см. Он издал указ, согласно которому исключительно аристократы могли носить каблуки красного цвета, а кроме того, ничьи каблуки не должны были быть выше его собственных.

Красота женщины на каблуках воспевалась поэтами. Как и корсет, высокий каблук придавал фигуре аристократичность, делал его более утонченным и желанным. Эти особенности обуви на каблуках заметили и пуритане, обосновавшиеся в Новом Свете. В массачусетской колонии даже был издан закон, запрещающий женщинам носить высокие каблуки для «заманивания мужчин». В случае нарушения запрета им грозило обвинение в колдовстве. Таким образом, в Америке европейская мода на высокие каблуки распространилась только в середине 19 века.

Высокие «каблуки Луи» вышли из моды вскоре после начала Революции, а Наполеон официально их запретил, чтобы лишить аристократию этой возможности демонстрировать социальное неравенство. Впрочем, несмотря на запрет, в 1792 году Мария-Антуанетта взошла на эшафот в туфлях на пятисантиметровом каблуке.

В конце 18 и начале 19 века каблук постепенно уменьшался, зато благодаря этому сапожникам стало проще делать обувь для левой и правой ноги, благодаря чему обувь в целом стала удобнее.

Каблуки вернулись в моду в 1860-х годах, а появившиеся к тому времени технологии существенно облегчили изготовление обуви.

Высокие каблуки снова оказались на пике моды, причем высота некоторых из них составляла более 15 см. Как и в случае с корсетами, каблуки считались не только безвредными, но и полезными для здоровья - производители говорили, что снимают боли в спине, улучшают осанку и облегчают пешие прогулки. Критики обращали внимание на то, что высокие каблуки придают походке агрессивную сексуальность и являются откровенной приманкой для мужчин.

Сами понимаете, грядёт женский день - вот мне и приходится искать женские темы. Сие не есть приятно, кстати. Начала уже подозревать себя в гендеризме, фу.
* * *
Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции , где актеры на сцене для этих целей носили котурны — деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе , улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции , начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, — цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию — начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке . Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка — величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» — так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Вы наверняка замечали парадокс: чем более влиятельна женщина, тем больше внимания все обращают на ее одежду. К примеру, Хиллари Клинтон. Она выбрала максимально лаконичный и практичный стиль, чтобы избежать излишнего внимания. Ее гардероб - черные брюки, изящные жакеты, закрытые блузки и туфли практически без каблука. Но ее одежду все равно обсуждают. Закрыть эту тему просто невозможно! При этом одежда других политиков почему-то никого особенно не интересует.

Значение туфель

Пожалуй, в случае с Хиллари туфли - далеко не главный элемент обсуждения, тем не менее ее решение носить обувь без каблука - это вполне ясное подтверждение ее несгибаемой уверенности в себе. Решение носить практичную обувь может показаться на первый взгляд логичным, особенно с учетом постоянной необходимости находиться на ногах, но традиционно предполагается, что влиятельная женщина будет в обуви на каблуках. Такими образами наполнена культура, так это выглядит на обложках журналов - то есть женщины, воспринимаемые как ролевые модели, должны носить каблуки. Если посмотреть на выбор одежды для героинь сериалов, станет ясно, что высокий каблук все еще напрямую связывают с высоким статусом, а комфорт никого и не волнует.

Каблуки как черта персонажа

Давайте рассмотрим несколько сериалов, в которых присутствуют уверенные в себе героини. Селена Мейер, персонаж сериала «Вице-президент», носит туфли на каблуке, но дома, где она может позволить себе расслабиться, она забывает о своем образе и сбрасывает неудобную обувь. Клер Андервуд, героиня «Карточного домика», напротив, всегда выглядит так, будто каблуки - часть нее. Обувь становится частью ее личности. Только задумайтесь: ходить на каблуках по собственному дому! Кажется, что Клер и спать в них ложится. А ведь каблуки, хоть и украшают походку и делают внешность эстетичнее, все же создают значительное неудобство.

Неудобство теряет популярность

В раскрытии образа Клер каблуки очень важны. Неудобная обувь, которую хочется снять, демонстрирует, насколько для героини важно, как ее видят другие. Настолько, что она всегда продолжает играть эту роль. В реальности дискомфорт быстро теряет популярность - по статистике, все больше и больше женщин отказываются от неудобных каблуков, особенно в рабочей обстановке. Согласно исследованиям, 72 процента женщин носят каблуки время от времени. В среднем, популярность каблуков за последние два десятка лет снизилась. Лишь 31 процент женщин носит их на работу, остальные оставили нарядные туфли только для праздников. Все дело в том, что каблуки сковывают все тело: чем выше каблук, тем больше напряжение.

Традиционный выбор обуви

Возможно, из-за вреда для здоровья каблуки мало носили прежде. История рабочей одежды для женщин невелика, но у каблуков срок еще более короткий. Даже если использовать не слишком научный метод и посмотреть на наряды женщин в кино, можно заметить, что и в 60-е, и в 80-е каблуки были не так уж высоки. Кажется, что персонажам вовсе не требуются дополнительные сантиметры роста для того, чтобы добиться успеха на работе и показать свои амбиции. Если вымышленным персонажам не нужны каблуки для того, чтобы стать успешнее, а реальные женщины все чаще отказываются ковылять на рабочее место на шпильках, откуда тогда вообще появился этот образ? И почему мы теперь связываем шпильки с представлением о влиятельной даме?

История каблуков

Каблуки существуют много веков, но изначально они были исключительно практичны - их изобрели для всадников, чтобы нога не выскальзывала из стремян. Во времена правления Луи Шестнадцатого туфли стали индикатором происхождения как для мужчин, так и для женщин. Каблуки начали носить, несмотря на их непрактичность в повседневной жизни - в этом и было очарование. Ко двору женщины надевали такие необычные туфли, что передвигаться могли только с палкой в руках. Со временем каблук стал частью только женской обуви. Высокие каблуки делают ногу визуально меньше, что всегда ценилось, к тому же это символический способ подняться выше над толпой и выделиться, показать, что ходьба для такой дамы - что-то исключительное, она не простолюдинка. Каблуки начали привлекать мужчин - они превратились в показатель не только статуса, но и сексуальной привлекательности.

Противоречивое отношение

После Французской революции каблуки вышли из моды на сотню лет не только во Франции. К примеру, в Америке они не были популярны до самого конца Второй Мировой. В 50-е женщины вернулись к традиционному укладу, и каблуки снова стали привлекательными. Стал распространенным образ в духе пин-ап, где женщины на каблуках позировали в притягательных позах. С тех пор каблуки обрели значение подчеркнутой сексуальной соблазнительности. Многие женщины в последующие десятилетия сознательно отказывались от каблуков, чтобы не транслировать такой подтекст. В наши дни такая ассоциация сохраняется. Мужчины считают, что женщины на каблуках более привлекательны: в трудной ситуации, как показали эксперименты, они чаще помогают девушкам в неудобных туфлях. При этом излишняя женственность может стать проблемой на работе. Каблуки могут помешать получить желаемое место - для собеседования рекомендуется нейтральный вид.

Парадоксальная перемена

Удивительно, но факт: после того как женщина обретает влияние и сама принимает решения относительно трудоустройства, каблуки возвращаются. Получается, что нейтрального стиля нужно придерживаться в начале карьеры. Туфли без каблуков не только не излучают женственность, они еще и позволяют женщине выглядеть меньше, чем мужчины. А вот на высоких каблуках она выглядит более выразительно, что позволяет продемонстрировать свои амбиции, особенно если сочетать каблуки с элегантными, не слишком соблазнительными костюмами. К примеру, в сериале «Скандал» Оливия Поуп всегда носит сдержанные жакеты, бежевый плащ, свитера с высоким горлом. Ее наряды не подчеркивают фигуру. Широкие брюки скрывают то, что она на высоких каблуках - это можно подметить лишь случайно. И этот прием используют многие другие героини - они работают на каблуках, сочетая их с нейтральным образом, чтобы придать себе более уверенный вид.

Женственность и мужественность

Феминистки хотели, чтобы женщины могли демонстрировать мужественность, но при этом чтобы и женственность вызывала уважение. Достичь они смогли лишь одного - мужественность действительно можно демонстрировать, но женственность так и не ценится. Поэтому современные женщины иногда используют каблуки для того, чтобы подняться на мужской уровень. Высокий рост ассоциируется с мужественностью, а мужественность - это сила. Каблуки теперь - как подкладки на плечи в восьмидесятых. Тогда женщины хотели придать фигуре более крупные горизонтальные черты. Теперь попытки придать образу мужественность продолжаются. И образ Клер Андервуд из сериала «Карточный домик» идеально это иллюстрирует. Клер и ее муж Френк изображены равными - и роста это касается тоже. Клер - это женщина, способная посоревноваться с супругом, полная амбиций, которые проявляются во всех сферах ее жизни. И тот факт, что ей нужно выглядеть определенным образом, чтобы подчеркивать своим внешним видом это равенство с мужчиной, позволяет убедиться, что женственная слабость все еще служит помехой для женщин, которые хотят казаться уверенными в себе.