Нужна ли человеку любовь? Зачем нужна любовь в жизни человека

«Зачем любить ?» – очередной вопрос, который, наверное, приходил в голову хотя бы раз каждому из нас. Конечно, обычно такой вопрос возникает после или предательства (как партнера, так и других близких нам людей). И тогда полная версия вопроса, скорее, следующая: «Зачем любить, зачем страдать? » – несколько драматичная, но довольно точно описывающая подтекст первого вопроса.

Может, конечно, кому-то повезло больше, и он сталкивается с этим вопросом только в качестве теоретических размышлений. В любом случае статья будет интересна всем читателям, ищущим ответы на вопросы: «Что такое любовь? » и «Зачем любить? »

Немного мысленно вернувшись в переживания неприятных ситуаций, связанных с любовью, я спонтанно написал стихотворение, которое может отражать состояние разбитого сердца:

Зачем любить, зачем страдать –
Ведь жил до этого в покое…
Хочу вернуть я время вспять –
Не сыпать в раны свои соли…

Зачем любить, зачем искать?
Ведь будут найдены на горе
Переживаний сложных кладь
И сложных выяснений море.

Сегодня я постараюсь ответить на вопрос о смысле любви. А может, постараюсь оставить выбор за вами, читатель, каким смыслом ее наделить. Но это можно сделать только в случае понимания, что такое любовь, что она дает (и чего нет в случае ее отсутствия).

Навигация по статье «Зачем любить или какой смысл любви?»:

К сожалению, в современном мире мне проще сказать, что любовью не является, чем дать всеобъемлющее определение любви. Наверное, такого нет, и не будет никогда.

Но есть некоторые явные, но очень распространенные заблуждения о том, что такое любовь. Они вполне явно проявляются в ответе на вопрос «Зачем любить? »:

«Зачем любить?» – «Это и есть настоящий/единственный смысл жизни!»

Знаете людей, у которых появляется смысл только со влюбленностью и исчезает до следующего такого объекта любви? Им присущи фразы: «ты для меня все», «до тебя все было бессмысленно», «я без тебя не могу» – и так далее. Кстати, сюда же и «жизнь ради детей». Так вот, это не любовь – это . Именно такая .

Любовь – это не тогда, когда я есть только для/ради другого. Любовь – это когда я есть рядом с другим.

Отвечая на вопрос о том, что такое любовь и зачем любить, невозможно не натолкнуться на некоторые эзотерические, религиозные, мифологические размышления на эту тематику. Довольно популярным среди них является представление о безусловной любви. На практике она мне еще не встречалась.

Для реализации безусловной любви всегда существует некоторое условие – сам человек, реализующий эту «светлую идею». И если человек, как говорится, «все от себя» – то надолго такого человека хватить просто-напросто не может.

Люди испытывают, по большому счету, 2 потребности: выделять что-то и что-то поглощать. И если человек всегда отдает, то это больше похоже на то, что голодный пытается накормить голодного тем, чего у него может уже и не быть даже. Как говорил мой коллега: «Если у меня много яблок, и я даю яблоко тому, кто в нем нуждается, – это норма. А если у меня одно, и я его отдаю, – это не норма.» По сути, это та же созависимость, прикрытая еще более благовидным мотивом: не просто «любовью», а «безусловной любовью».

На моем опыте безустанное стремление к безусловной любви, скорее, не наполняет человека, а причиняет ему много страданий, а кроме того, делает пассивно агрессивным (человек прямо не сообщает, что ему не нравится, а провоцирует агрессию в другом, сам оставаясь «чистеньким»), иногда лицемерным, а иногда очень подверженным манипуляциям или манипулирующим (чаще пассивно).

Часто у таких людей можно встретить вторичные выгоды, скрытое высокомерие, жажду получить помощь и любовь самому. Я уверен, что не это предел человеческой зрелости.

Что такое любовь?

Что является зрелой любовью и зачем ее испытывать, зачем любить?

В теориях любви я опираюсь на следующие 2:

представление о любви Эриха Фромма и трехкомпонентную теорию любви Роберта Стернберга – довольно практичные, понятные, учитывающие как любящего, так и любимого.

Одним из ведущих определений любви для меня является определение Эриха Фромма: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и объекте любви.»

Просто? Да. Ясно? Да. В то же время в своей книге «Искусство любить» Эрих Фромм делает большой акцент на том, что без любви к себе любовь к другим невозможна! И мне это кажется очень логичным: если я не могу позаботиться и проявить любовь к себе, то как реально я могу проявить любовь к другому?

Грубо говоря, нет матрицы, на которой записан код проявления любви. И любовь к себе не равно эгоизм/эгоцентризм. И даже наоборот, эгоизм возникает вследствие неумения проявить к себе любовь… Но это, пожалуй, отдельная тема. Для интересующихся могу порекомендовать для прочтения выше указанную книгу – одна из редких глубоких книг, написанных очень простым языком.

Словом, одна из ключевых для меня мыслей книги, которую я сюда привношу:

Если нет меня – то нет и человека, который может испытывать и проявлять любовь к другому.

Вторая модель, на которую я опираюсь, касается чисто эротической любви (по Эриху Фромму), любви в паре.

Я полагаю, именно эта любовь является одной из наиболее животрепещущих, сколь обычно много затруднений именно с ней (и родительской, но они взаимосвязаны). Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга включает в себя следующие компоненты:

  • Страсть – сексуальное влечение к объекту.
  • Близость (интимность) – чувство сопричастности, единства, связанности, душевный и эмоциональный комфорт, интерес к другому.
  • Обязательство – решение оставаться с партнером в краткосрочной перспективе и общие планы на будущее в долгосрочной.

В соответствии с соотношением 3 компонентов Роберт Стернберг выделяет 8 видов любви:

1. Отсутствие любви (ни один компонент не представлен) характеризует многие повседневные взаимодействия с другими.

2. Влюбленность (присутствует только страсть): относительно скоротечна, без появления близости или обязательств может исчезнуть внезапно.

3. Дружба (присутствует только близость): чувство связанности и теплоты без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств.

4. Пустая любовь (присутствует только обязательство) характеризуется обязательствами без близости или страсти, распространена в культурах устроенных браков по расчету.

5. Романтическая любовь (страсть + близость). Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но также связаны эмоционально - однако не имеют поддерживающих обязательств. Хороший пример – курортные романы.

6. Дружеская любовь (близость + обязательство), сильнее дружбы благодаря элементу долгосрочных обязательств. Наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет, но есть глубокая привязанность и обязательства друг перед другом.

7. Роковая любовь (страсть + обязательство) характеризуется бурным началом отношений, переходящих (часто сразу) в брак. Ее упущение в том, что обязательства строятся на базе часто непредсказуемой страсти без стабилизирующего влияния близости.

8. Совершенная любовь (страсть + близость + обязательство) – полная форма любви и представляется как идеальные отношения, к которым люди стремятся. Согласно автору теории, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более 15 лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они умеют решить свои малочисленные затруднения, и каждый наслаждается в отношениях с партнером. Хотя автор и пишет, что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее, чем её достижение.

Как вам эта теория? Мне она нравится своей простотой, применимостью, ясностью, а также в ней нигде не указано, что любящий обязан чем-то или кем-то жертвовать «во имя любви». Мне кажется это очень важным фактором.

Также обе теории включают динамичность любви, предполагают возможные изменения, что соответствует реальности – она часто меняется и вынуждает подстраиваться. Я считаю, что чувство любви тоже подвергается изменениям в соответствии с обстоятельствами, личностными и, в конце концов, физиологическими/физическими изменениями в человеке.

И вот переходим к ключевому вопросу статьи: зачем любить?

Зачем любить?

Хочется думать, что вы, читатель, уже готовы или почти готовы ответить на этот ключевой вопрос статьи – зачем же вам любовь? Но прежде, чем я окончательно задам этот вопрос, хочется отметить еще кое-что.

Было проведено исследование: дети, которые были лишены физического контакта в детстве, отставали в своем психологическом и даже физическом развитии. Я думаю, это уместно и к теме любви: без любви человек сможет выжить, но разовьется ли он в достаточной степени? Практически уверен – нет.

Как биосоциональное существо человек нуждается в теплом контакте, который обычно и называется проявлением любви. Таким образом, для полноценного развития человек нуждается в любви (начиная с младенчества; а потом любовь меняет форму и объект любви).

Ну что, вы определились, дорогой читатель, зачем любить именно вам?

Без любви люди вырастают эмоционально травмированными, и либо потом травмируют себя по кругу, других людей (тоже до того травмированных), своих детей, либо длительное время «зализывают раны» в кабинетах психотерапевтов. Безусловно, чтобы дать Любовь другому, важно иметь базой любовь к себе.

Поэтому если говорить о важности любви (зрелой) – она очень важна как для базового развития ребенка, так и далее в жизни человека в целом.

А каким именно своим дополнительным смыслом вы наделяете свою потребность в любви – это действительно ваша история и ответственность. Даже если, например, говорить о 3 компонентах, указанных выше, то каждому будет отдельный компонент важнее других.

Краткие выводы

Любовь – понятие философское. «Зачем?» – вопрос тоже нередко философский. И получается у нас философская философия 🙂 Но все же в статье я привел примеры довольно понятных, применимых в жизни теорий любви, рассмотрел несколько заблуждений о любви, последствия отсутствия любви в процессе развития человека…

Ответил ли я прямо на вопрос «зачем любить?» – наверное, нет. Как и хотел, я, скорее, сообщил некоторую важную информацию, чтобы вы могли сами сделать выводы и решить для себя, насколько вам нужна любовь, зачем именно и какого качества.

Вне зависимости от вашего личного выбора я пожелаю вам обрести любовь к себе… Ведь с нее все начинается!

Если у вас есть вопросы, отзывы, мысли и идеи о написанном, пожелания, вы можете делиться ими в комментариях. Если у вас есть личная ситуация, которая требует отдельного внимания, вы можете записаться ко мне на консультацию.

С уважением, психолог Зиненко Александр

admin

Любовь объединяет людей. Все мы в поиске любви в течение жизни. Начинается она с материнской любви и заканчивается . И причина в том, что человек нуждается в этом, он не способен жить без такого чувства. Люди задают себе вопрос, а нужно ли это вообще? В чем смысл любви?

Люди не могут не любить. И если определять любовь как потребность души, единение внутренних миров, то нет преград для данного чувства. Но стоит , поговорим о любви. Данное чувство глубже и ровнее, оно подразумевает под собой высочайший уровень доверия.

Зачем нужна любовь

Если отвечать на вопрос, зачем нужна любовь, то возьмем бытовой уровень, а также задумку самой природы. Таким образом, любовь выступает в качестве орудия полового отбора среди людей. Поэтому любовь требуется для того, чтобы человечество не страдало над выбором, чтобы мы влюблялись в тех, кто этого поистине заслуживает.

Это важно для природы потому, что люди должны размножаться, а также, чтобы вид «Человек» улучшался в ходе естественного отбора. Ранее, когда на планете жили по большей части однополые существа, то все они постоянно размножались. Подобные виды эволюционируют долгое время. А для ускорения такого процесса людей поделили на 2 пола. Но рассмотрим и другие причины необходимости любви:

любовь – наркотик. Если посмотреть на данное чувство со стороны медицины, то в момент его зарождения в организме появляются эндорфины. Они вызывают эйфорию и счастье. По этой причине люди стремятся испытывать такое снова и снова. Рядом с любимым человек чувствует себя лучше;

любовь избавляет от страха. Ради любимых мы способны на много подвигов. Именно любовь лишает людей страха, потому важно ценить такое чувство;
вдохновение любовью. Вне зависимости от взаимности чувств, любовь становится вдохновением. Благодаря ей было создано немало великих произведений искусства;
любовь помогает создавать чудеса. Под воздействием любви люди могут сильно меняться. Такое чувство не дается с рождения, но те, кто получил его от родителей, получают некоторые преимущества. У таких людей нет букета комплексов, они растут с нормальной оценкой. Это наиболее правильный ответ на вопрос, зачем требуется любовь людям. Без любви мы станем замкнутыми, злыми, будем . Но стоит влюбиться, как мы преображаемся, меняемся.

Зачем человеку любовь

Основываясь на сказанном выше, ответим на вопрос, зачем, собственно, человеку нужна любовь. Это чувство важно, чтобы мы могли выбирать для себя , с которым жизнь, семья и потомство окажется лучше. Ведь мало кто влюбляется в некрасивых, слабых, глупых людей. У них слабые гены, потому семьи с ними будут нежизнеспособными.

Но появляется вопрос, если нам известно, что важно находить лучшего партнера, то почему мы не способны сами определить, кого стоит любить, а кого не стоит. На деле, некоторые осознанные личности способны управлять собственными чувствами. А чтобы простые люди не ошибались, природа не разрешает им так просто управлять своими чувствами. Она продолжает участвовать в природном отборе, в улучшении генотипа и человечества как вида.

В любви люди ищут что-то свое. На любовь нередко возлагают чаяния и надежды. Если человек не нашел счастья по жизни, то в неимении высокого чувства он находит источник проблем. Если в семье не все хорошо, то . Здесь идет смешение понятий. Любовь – это не всегда спонтанное, пришедшее свыше чувство. Нередко она является результатом серьезной работы над собой, которую люди проделывают, чтобы сохранить отношения, семью.

А семья требуется нам по многим причинами. Ведь если у человека нет близких, готовых в любой момент поддержать его, помочь и стать опорой, то ему гораздо сложнее решиться на что-то важное. Мы нуждаемся в нежности и теплоте. Только крепкая семья, которая строится на любви, способна помочь нам.

Любовь против старости

Нежность и любовь – лучшие средства против старости. Для здоровья сердцу требуется любовь, а повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Фраза «любви все возрасты покорны» показывает суть проблемы. Но горячее чувство проходит, остается истинная, стойкая любовь. Потребность в близости у людей сохраняется до старости.

С возрастом яркость и интенсивность таких переживаний немного слабеет, но все-таки они воспринимаются позитивно. И это нормальное явление для счастливой жизни. Люди, которые недополучают любовь, страдают от бессонницы. От нарушений кровообращения, головных болей, нервозов. Любовь помогает нам оставаться здоровыми и бодрыми в любом возрасте.

3 марта 2014

Почему любовь так важна для человека, и почему люди так стремятся найти свою половинку, а найдя её, совершают порой самые нелогичные поступки? Разве страдания, нередко сопутствующие этому светлому чувству, не отяжеляют существование? Неужели не было бы проще жить без таких сильных душевных порывов? Что дает человеку любовь, и почему люди так стремятся избежать одиночества?

Почему любовь – это важное чувство в жизни человека?

Для начала вспомним мифологию, а именно: бога любви Эроса, которого называли также Эротом и Амуром, а древние римляне - Купидоном.

Эрос был неразлучным спутником Афродиты. Согласно некоторым мифам он был ее сыном. Его изображали мальчиком с крыльями, держащим в руках лук и стрелы. Непослушный, стремительный, дерзкий, Эрос не имел уважения ни к возрасту, ни к положению тех, кому он посылал свои стрелы, вселяя в их сердца всепоглощающую страсть. Именно по его прихоти «любви все возрасты покорны» и по его вине многие теряют голову от внезапно вспыхивающей любви. И тогда, как сказал Лучано де Кресченцо, «Каждый из нас ангел, но только с одним крылом. И мы можем летать, только обнявшись друг с другом».

Теперь зададимся таким вопросом: а зачем человеку любовь, что хорошего она привносит в нашу жизнь? Несомненно одно – любовь делает человека способным видеть ценности. Согласитесь, влюбленный человек становится лучше, в нем просыпаются самые замечательные качества, такие как доброта, внимательность, отзывчивость, желание сделать что-то хорошее для любимого человека.

Что дает любовь, и зачем многие посвящают её поискам всю свою жизнь? Вспомните: когда вы сами влюблялись, весь мир открывался перед вами в розовом цвете, за спиной как бы вырастали крылья, адреналин зашкаливал и никакой усталости вы не чувствовали. Вы могли сделать много хорошего и не спать ночами, как будто кто-то дал вам дополнительную энергию. Как будто вы попали в Зазеркалье, в страну чудес, где вам все нравится и вы всем довольны.

Почему любовь такое важное чувство и что надо предпринять, чтобы её обрести? Для того, кто любит, открывается новый удивительный мир, этот мир более яркий, так как любовь увеличивает полноту восприятия ценностей и полноту чувств. Часто встречается такое выражение: «Любовь нужно заслужить». Но по большому счету любовь не заслуживают, любовь - это дар Божий. Любовь раскрывает перед нами все ценности любимого человека. Кроме того, тот, кто любит, сам внутренне становится богаче.

Очень метко о том, почему любовь так важна для людей, сказал древний мыслитель «Увлечение ослепляет, любовь делает нас зрячими». И действительно, любовь открывает нам глаза на сущность объекта любви, на природу его индивидуальности и неповторимости. Любя, мы открываем новый мир и одновременно расширяем собственный.

Так зачем человеку нужна любовь, и как она влияет на личность? Любовь помогает стать человеку таким, каким его видит тот, кто любит. Если в ближнем видеть и подчеркивать только лучшие его качества, то он и будет, в конечном счете, им соответствовать. А если видеть только отрицательные черты его характера, постоянно подчеркивать недостатки, то человек со временем и будет соответствовать этим ожиданиям.

Если в нем видеть и общаться с ним, как с идеалом, то он и будет стремиться стать идеалом. Если же в нем видеть «гадкого утенка» и общаться с ним соответственно, то он и будет «гадким утенком».

Зачем ещё в жизни человека нужна любовь?

Зачем ещё нужна любовь в жизни человека – так это затем, чтобы избавиться от одиночества. Нужно признать, что если человек один, то он бесконечно одинок. Если у него есть вторая половина, то, значит, у них уже есть свой мир, своя вселенная.

Любовь это нечто большее, чем просто слова или восхищение объектом любви. Любовь предполагает активную деятельность, направленную на объект любви, это всегда свободное действие, без какого-либо принуждения. Любить - значит, независимо ни от чего, давать без расчета получить что-либо взамен. Мужчина отдает себя женщине, женщина отдает всю себя своему ребенку, а ребенок дает силы и жизненную энергию отцу и матери. Так в идеале природа создает семейную гармонию.

Почему любовь важна жизни человека, будь то любовь мужчины к женщине, женщины к мужчине или родителей к ребенку? Любить - значит быть сильным, значит, в полной мере ощущать свою жизнь. Представьте, если бы мать не смогла отдавать ребенку тепло своего тела, затем молоко, заботу и ласку, такая мать была бы глубоко несчастна, обречена на страдания, для нее жизнь превратилась бы в муку.

Отдавая, человек обогащает своего любимого. В идеале и мужчина, и женщина должны отдавать и тем самым обогащать друг друга, увеличивая свою силу и силу своего партнера. Настоящая любовь и желание влюбленных «смотреть в одну сторону» способствуют и развитию дела, которым занимается человек. Любимая женщина может стать самым лучшим советчиком и вдохновителем и готова всегда морально поддержать вас в трудную минуту.

В работе «Искусство любить» известного психолога Эриха Фромма есть такие слова: «Если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь; если, проявляя свою любовь, вы не добиваетесь ответа и не стали тоже любимы, - значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась». А лекарства от любви, как вы знаете, пока не существует. Как сказал Овидий в произведении «Героиды»: «Amor non est medicabilis herbis», что означает: «Любовь травами не лечится».

Можно сказать, что если мужчина и женщина не отдают и не обогащают друг друга, то они живут без любви. Известный французский писатель и летчик Сент-Экзюпери дал нам свое понятие любви:

  • Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.

Любовь - это и дар, и волшебство, и непрерывное действие, и в какой-то степени искусство. И даже поняв, зачем человеку чувство любви, не забывайте, что любить тоже нужно уметь и отдавать себя тоже нужно уметь.

Архимед говорил:

  • Любовь - это теорема, которую каждый день нужно доказывать.

Что такое любовь с научной точки зрения: разные аспекты

А что такое любовь с научной точки зрения – химической и психологической?

У любви есть разные аспекты, поэтому характеристику этому чувству ученые различных направлений дают порой кардинально противоположную. Предположим, вы встречаете того единственного или ту единственную, с кем хотите провести всю свою жизнь. При этом вы совершенно убеждены, что такой любви, как ваша, просто не существует на свете. Но, как утверждают специалисты, если отношения между влюбленными складываются по-разному, то побудительное чувство, которое создают влюбленные пары, всегда одинаково. И это чувство регулируется факторами, не подвластными человеку. Таким образом можно характеризовать, что такое любовь точки зрения химии – то есть основа физического влечения.

Недавно ученые открыли наличие у человека органа, расположенного на перегородке носа и определяющего присутствие феромонов, т. е. запаха потенциального партнера. Раньше ученые полагали, что этот орган функционирует только у низших млекопитающих, но не у человека.

Собаки, крысы, мыши, да кто угодно, - все имеют этот орган. И если его функции нарушить до периода половой зрелости, то животное прекращает поиски партнера, исчезает элемент сексуального влечения. То же самое может испытывать и человек с нарушениями деятельности этого органа.

Если человек видит и слышит кого-то, кого находит привлекательным, то его органы улавливают феромоны этого человека, что вызывает серию биохимических процессов. Этот комплекс раздражителей может привести к выделению организмом различных химических веществ и гормонов, вызывающих у человека определенные чувства и переживания. Эксперименты с млекопитающими показали, что даже предвкушение сексуальной активности может вызвать выделение различных нейротрансмиттеров в те участки мозга, на которые оказывается воздействие.

Другими словами, процесс ухаживания, а затем и половой акт вызывает поступление в мозг химических веществ, что позволяет испытывать приятные чувства. Поэтому индивидуум, желая повторения этих ощущений, продолжает этот ритуал. В то время как люди по-разному представляют себе идеального партнера, исследования показывают, что мужчины и женщины в основном стремятся найти одни и те же качества: доброту, интеллект, надежность и взаимную любовь.

Но есть и различия, определяемые полом, обнаруженные в результате исследования, в ходе которого было проинтервьюировано около 10 тыс. человек из 37 стран мира.

Выводы таковы: повсюду женщины мечтают найти мужчину со средствами и общественным положением, который честолюбив, трудолюбив и старше возрастом. Мужчины же, как правило, ценят только две вещи - внешнюю привлекательность и в основном молодой возраст.

А что такое любовь с научной точки психологии? Специалисты-психологи объясняют, что подобные предпочтения отражают процесс эволюции. Продолжение рода лежит в основе влечения мужчины к молодой красивой женщине. Женщина же стремится найти мужчину, который обеспечит ее и детей и не оставит их.

Означает ли все это, что люди - рабы биологических сил, которые находятся вне их контроля? Ученые считают, что это вовсе не обязательно. Вы не можете контролировать психологический процесс, когда испытываете к кому-то влечение. Крайне сложно манипулировать этим процессом или вторгаться в него. Но что вы можете контролировать силой огромной гибкости, которой наделен человек, - так это свои действия. Наши желания невероятно сложны. Мы ищем интеллект, доброту, доверие, чувство юмора, определенные индивидуальные и физические особенности. Индивидуум может сделать выбор и определить, каким из этих желаний он отдает предпочтение. В любом случае, на вопрос «что такое любовь» каждый человек отвечает себе сам – в зависимости от своего характера и мироощущения.

Психология симпатий Гозман Леонид Яковлевич

Нужна ли человеку любовь?

Нужна ли человеку любовь?

Письма, приходящие во множестве в центральные газеты, судьбы тех людей, которые обращаются за помощью в психологическую консультацию, говорят о том, что прежде всего и детям и родителям не хватает психологических знаний, умения разобраться в сложившейся ситуации именно с психологической точки зрения, отрешившись от личных впечатлений и нахлынувших эмоций. Поэтому мы будем говорить в этой главе об очень узком - чисто психологическом - аспекте любви. Надо сказать, на эту тему написано гигантское количество литературы, рассчитанной на широкого читателя и сугубо научной. Мы не будем повторять их выводы - мы сосредоточимся на некоторых новых данных науки, полученных в результате последних экспериментов, которые практически не нашли еще отражения в популярной литературе. Оговоримся сразу: эксперимент исследует только какую-то одну составную чувства, искусственно как бы не учитывая сложность связей человека с миром, взаимоотношений с обществом, коллективом, семьей, а ведь эти связи определяют, как никогда, очень многое и в самом чувстве. Мы все прекрасно знаем, что любовь никогда не бывает изолирована от других чувств, с ней связаны и наше отношение к людям вообще, и отношение к детям, и ответственность за близкого человека, и дружеская привязанность, и многое другое. Исследователи намеренно от всего социального и эмоционального контекста, стремились выяснить закономерности любви «в чистом виде». Многое в такой точке зрения нам может показаться непривычным - эксперименты такого характера начали проводиться сравнительно недавно, большая их часть проводилась в лабораториях зарубежных. Но давайте попробуем прислушаться и к такой непривычной точке зрения, быть может, она в чем-то поможет нам, поможет лучше понять то, что происходит с нашими детьми, подскажет правильное решение.

Для начала вообразим себя на минуту в аудитории, скажем, Политехнического музея, на лекции психолога, в тот момент, когда лектор получает записку - одну из самых типичных в таких случаях. В записке спрашивают: «А вообще, нужна ли человеку любовь?»

Но для чего?

Мы готовы ответить: конечно же, для создания семьи.

Однако всегда ли любовь сопутствовала семейной жизни? Оказывается, вовсе нет. Тысячи лет у разных народов создавались семьи, в которых любовь далеко не всегда стояла на первом плане, точнее, далеко не всегда вообще имела место, не являясь обязательным атрибутом супружества.

Мы говорим, что сегодня любовь необходима для создания полноценной семьи. Но, с другой стороны, даже в современном, цивилизованном мире хватает семей, в которых любовь - не главное или ее просто нет. Люди тем не менее живут вместе, и не очень-то жалуются, и при случае даже могут поставить себя в пример тем, кто в поисках сильных эмоций переходит из одной семьи в другую. Появляется ведь сейчас в обиходе такая точка зрения, что для создания хорошей семьи обязательна не любовь а, скажем, товарищество, взаимопонимание, общность взглядов.

И все-таки будем стоять на своем - любовь необходима. Например, как без любви воспитывать детей? Конечно, и здесь, помимо любви, нужно еще очень многое - желание и умение нянчиться с ребенком, время, навык, терпение. И любящий родитель может много неприятностей принести своему ребенку.

Наконец, любовь необходима, потому что приносит радость. Радость самоценна, не возникает вопроса «зачем нужна радость». Ведь каждый из нас, если задумается, какие испытал наиболее счастливые минуты в своей жизни, наверняка вспомнит, что связаны они с любимыми людьми - слова, сказанные в первые минуты знакомства, совместное путешествие и так далее.

Но продолжите эксперимент, воскресите в памяти самые горькие минуты!

И наверняка все мы наряду с потерей близких, с большими несчастьями семьи вспомним что-то, связанное также с любимыми людьми. День, когда нас обманули. Когда мы поняли, что мы любим, а нас нет...

Никому из нас, наверное, не удалось прожить так, чтобы никогда не испытать горьких чувств, связанных с любовью. И никому из наших детей тоже скорее всего не удастся, как бы нам с вами этого ни хотелось.

Оказывается, не так-то просто ответить на этот вопрос: зачем нам нужна любовь?

В самом деле, любовь действительно прежде всего нужна детям. Ребенок физически не может обходиться без любви.

В тридцатых годах в США был проведен эксперимент: в двух детских клиниках лечились маленькие пациенты. Заболевания у них были серьезные, лечились они долго, их наблюдали опытные специалисты, заботливый персонал окружал детей, то есть все условия были абсолютно одинаковые. Кроме одного. В одном случае родственников к малышам не пускали - опасались инфекции и выполняли предписания. В другом случае пошли на нарушение: в определенные часы пускали в специально отведенную комнату кого-нибудь из членов семьи. Родственники не имели права участвовать в уходе за ребенком или вмешиваться в ход лечения - могли только немного поиграть или поговорить с ребенком. Был еще один общий способ общения: близкие писали детям записки.

Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении процент смертности приблизился к одной трети. Трудно сказать, много это или мало - медицина не всесильна, педиатрия тоже. Врачи сделали все, что могли.

Поразителен был другой результат - во втором отделении, где малышей лечили теми же лекарствами, теми же методами, не умер ни один. Им помогли выжить те редкие встречи, которые были организованы в нарушение распорядка.

Что эти встречи значат для ребенка, почему это так важно?

В первом отделении общение было ограничено записками, никого из близких дети не видели. Но что такое записка? В некоторых случаях письма, записки могут быть суррогатом общения, но только для тех, кто привык к письменной речи, кто пишет сам, для кого такое общение естественно. А для малыша, который не умеет не то что писать - читает плохо? Мамины слова читает медсестра. Медсестра обращается к нему со своей, а не с маминой интонацией, медсестра стоит у его кровати - как тут поверить, что мама не забыла его?

Малыш, которого долго не навещали, начинает думать, что мама его бросила, что она его разлюбила, и поэтому он тут, среди чужих людей, где ему плохо, где делают уколы и все не так, как ему привычно, не так, как дома.

И вот в организме ребенка, который уверился, что больше не любим, что его бросили, происходят такие изменения, которые заставляют его иначе реагировать даже на вполне привычные факторы. Защитные силы организма резко снижаются.

Теперь и болеть ребенок станет совершенно иначе: значительно тяжелее пройдет и обыкновенная простуда, не говоря о более серьезных хворях, обычный сквозняк может свалить его в постель, даже если раньше он на это не реагировал.

Можно сказать, что те дети, которые умерли в больнице, умерли оттого, что их, как им казалось, разлюбили, их не любят больше.

Многие из нас сталкивались, отдавая своих детей (или младших братишек и сестренок) в детский сад, с похожим явлением. Что происходит в первые дни с ребенком в детском саду? Он заболевает. Почему? Конечно, не потому, что там за ним хуже ухаживают, что он иногда стоит в мокрых штанишках под форточкой?

А разве дома наши дети всегда гарантированы от сквозняка? Не приходилось вам наблюдать иногда, придя домой, такую картину: старший брат увлечен химическим опытом, окна настежь, чад, дым, десятилетний исследователь пытается скрыть следы неудачного эксперимента, а младший в это время давно намочил штаны и гуляет под самым окном.

Разве он обязательно заболеет? Ну насморк, может быть, и подхватит, но и тот пройдет скоро.

В чем же дело?

Очень часто ребенок заболевает в детском саду оттого, что ему тоже кажется, что его разлюбила мама.

Чтобы понять это, попытаемся представить мир, в котором живет ребенок. В этом мире, совершенно не похожем на мир взрослого человека, чрезвычайно много места занимает он сам. А также то, как воспринимают его родители. Помнится рассказ, в котором маленькая девочка очень боится, что ее за непослушание накажет мама. И когда на город обрушивается землетрясение, ей кажется, что причина - в ее непослушании.

В этой модели с точки зрения ребенка нет никакого преувеличения: для него вполне естественно, что целый город разрушен из-за его плохого поведения.

В мире ребенка очень много опасностей. Он не доел суп. Он испачкался на улице в песочнице. Не слушается бабушки, разбил стекло в книжной полке. Каждый этот проступок таит для малыша неприятные последствия. Его наказывают. Или не наказывают, но угрожают - «позову милиционера», «позову старушку с мешком», и самое страшное (обычно это бывает в интеллигентных семьях, где понимают уже, что ребенка нельзя бить, но еще не знают, что его нельзя пугать) - «не буду тебя любить». Этих слов можно впрямую не говорить, но вести себя соответственно: замкнуться, не разговаривать с ребенком или разговаривать холодно и вообще всячески показывать свое к нему плохое отношение.

И вот отданный в садик малыш начинает анализировать свое поведение. Он думает, например, о том, что вчера не доел суп. Зря не доел. Надо было доесть, наверное, этот суп и переполнил чашу терпения мамы настолько, что она отдала его сюда.

В первые дни малышу в садике часто неуютно. Не то чтобы тут намного хуже, чем дома, - в любом детском учреждении есть свои плюсы, свои минусы. Обычно малыша в садик готовят и - правильно - заранее, говорят, что там хорошо, что там много детей, интересно и так далее. Он оценивает достоинства детского сада, безусловно, что-то ему нравится с самого начала. Но все равно уверен - мама рассердилась на него за недоеденный суп и в наказание отдала сюда, эта мысль не дает малышу покоя.

Конечно, опыт жизни в коллективе, приобретаемый в детском учреждении, важен для дальнейшей жизни ребенка, обогащает информативно, вырабатывает специальные навыки, необходимые в дальнейшем, но первые дни и месяцы в детском саду для малыша - время тяжелое. Во-первых, потому что он многого лишился. Дома, например, он был полный хозяин своим игрушкам. Захотел крокодила - бери в любой момент. Здесь же взял крокодила - мало того, что крокодила отобрали, им еще и дали по голове.

И ребенок начинает искать выход. Он находит самый логичный - он становится образцовым ребенком, чтобы вновь завоевать любовь мамы, чтобы жить с ней дома, как раньше. Многие родители говорят, что первые дни в садике действуют на малыша как волшебная палочка: он становится послушным, вежливым, он съедает все, что положили на тарелку, убирает игрушки, прощается со всеми самым интеллигентным образом. Чудо, а не ребенок.

Кроме того, почти все дети, отвечая на вопрос взрослых, понравилось ли в садике, говорят, что очень понравилось. Даже если совсем не понравилось.

Дети улавливают, что в такой опасной ситуации надо вести себя так, как приятно взрослому. А взрослому приятно, чтобы ребенок был весел, чтобы играл и радовался. Грустные дети, даже наши собственные, самые любимые, нам нравятся меньше, мы как бы удовлетворены своим ребенком больше в тот момент, когда у него хорошее настроение.

Малыш старается. Но на следующий день его снова ведут в садик. Вечером он снова «объясняет», что исправился. И еще день, и еще.

И то, как быстро заболеет малыш, через три дня или через месяц, зависит не столько от его закаленности, сколько от его терпения. Малыш заболевает тогда, когда окончательно убеждается: той жизни, что раньше, больше не будет.

И, заболев, он получает все то, чего так долго добивался. Конечно, он лишен некоторых привилегий - он не может бегать по улице, играть с товарищами, ему надо сидеть в кровати, но все это неважно по сравнению с тем, что он получил - он снова хозяин своим игрушкам, рядом снова мама, которая выполнит все желания. А мама часто уже тоже успела соскучиться. У нее обычно бывает (когда это первая болезнь, а не двадцать пятая) хорошее настроение, она устала на работе, она с удовольствием готовит вкусные вещи, охотно выполняет все просьбы. Малыш снова единственный, самый любимый, он получает некую награду за свою болезнь. Так или примерно так думает малыш.

Не отсюда ли происходит наше желание уже во вполне взрослом возрасте рассказывать без конца о своих болезнях? Мы словно ждем подсознательно, чтобы нас полюбили за то, что нам плохо.

Вообще замечено, что одинокие, испытывающие дефицит любви люди больше болеют. Есть данные, говорящие о том, что одинокие люди болеют чаще и тяжелее семейных. Среди мужчин шестидесяти пяти лет и старше, как показали исследования, одинокие имеют в два раза больше шансов получить рак желудка, чем их семейные сверстники. От туберкулеза они страдают в десять раз чаще, от цирроза печени - в семь.

Во всех возрастных группах одинокие больше подвержены опасности инфаркта. Люди, испытывающие дефицит близких связей, чаще подвержены нервным и психическим расстройствам.

Потребность в любви в любом возрасте носит витальный характер, жизненно необходима.

Более того, острый недостаток в любви, который мы когда-то переживали, не зарубцовывается, дает себя знать все последующие годы. Даже пережитые в очень раннем возрасте драмы не забываются. Наша память вообще уникальна - как будто никогда не отдыхает. Поразительное наблюдение было сделано во время нейрохирургических операций. Когда делают такие операции, сознание не отключено. И когда больного спросили, что он видит, он описал рисунок обоев в комнате. После операции очень долго он не мог вспомнить, где он видел этот рисунок. И только потом выяснилось, что больной описал тот самый угол комнаты, который был виден из его детской кроватки, когда ему было всего несколько месяцев. Есть данные, говорящие также о том, что даже последний период внутриутробного развития откладывается в нашей памяти.

Но если в человеческой памяти запечатлена такая ничтожная деталь, как рисунок обоев над кроваткой, какой же след в душе ребенка должна оставить пережитая в младенчестве драма?

Следующий эксперимент, проводимый польскими учеными, был посвящен эмоциям людей, самое раннее детство которых прошло в доме малютки. Все они впоследствии были усыновлены. Усыновляют детей обычно люди серьезные, давно мечтающие о ребенке. К своим родительским обязанностям усыновители, как правило, относятся со всей ответственностью. Они не только хорошо ухаживают за ребенком и любят его, но и во избежание неприятных инцидентов порой меняют место жительства, фальсифицируют семейные альбомы, где рядом с реальной фотографией малыша, скажем, в полтора года подклеивают карточки, на которой мама держит на руках закутанного в одеяло младенца - пойди разбери, ты это или нет. В эксперименте, о котором мы рассказываем, испытуемые не знали тайны своего рождения.

Они воспитывались в хороших семьях, их любили, и, казалось бы, никакого следа первые месяцы жизни в их душе оставить не могли.

Но на самом деле было иначе. Эти люди, как показали исследования, в целом жили хуже, чем могли бы жить. Они были менее эмоциональны, более холодны, чем сверстники, более замкнуты, у них труднее складывались отношения с окружающими, не слишком удачными были их собственные семьи, хуже складывались отношения с детьми.

Что же не хватало детям в доме малютки?

Есть данные о том, что дети в доме малютки, даже совсем крошечные, часто радуются больше тому, кто пришел к ним просто поиграть, чем тому, кто приносит еду. Им тоже, как и старшим, необходима любовь, а не только питание и уход. Ну разве мало любви к детям проявляет персонал в доме малютки. Они все или, точнее, большинство из них стараются, чтобы детям там ни в чем не отказывали. Да и люди, работающие там, особые, за деньги никто туда работать не пойдет - здесь приживаются действительно только те люди, которые любят детей.

Но почему же любви все-таки не хватает?

В доме малютки, даже самом комфортабельном, нет того, что есть в самой безалаберной семье, где ребенка могут забыть вовремя переодеть или даже покормить.

В любой семье ребенка носят на руках. Его гладят, тискают, целуют. С ним забавляются. Оказывается, ребенка обязательно надо трогать - это способствует дальнейшему его развитию. Мы гладим ребенка - и возникает особый контакт с кожей, а он способствует в дальнейшем развитию у ребенка способности любить самому. Это наблюдается не только у детей. Вы никогда не задумывались, почему так целителен массаж? Не только потому, что в процессе массажа раздражаются определенные группы мышц и нервных узлов. Ведь в таком случае живого массажиста с успехом может заменить аппарат. Действительно, массажеры распространены широко. Но все мы знаем, что эффект их далек от эффекта настоящего массажа, во время которого массажист соприкасается с обнаженными частями нашего тела, воздействуя не только на группу мышц и нервов, но и на весь организм в целом.

Не удовлетворенная с детства эта потребность накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Именно так и произошло с теми людьми, чье самое раннее детство прошло в доме малютки.

Необходимость тактильного контакта наблюдается не только у человека, она присуща и животным. Известный американский ученый Харлоу провел ряд экспериментов с молодыми шимпанзе. Разные группы молодых обезьян отделяли от матерей и наблюдали за их поведением. Одной группе мать заменял проволочный каркас, из которого торчал рожок с обезьяньим молоком.

Другая группа также питалась из рожка, но он был помещен уже не на проволочный каркас, а на каркас, обтянутый обезьяньей шкурой.

Третьи шимпанзе имели возможность выбора: перед ними был и проволочный каркас с обезьяньим молоком, и рядом - чучело обезьяны без молока. Оказалось, что те детеныши, которые общались только с проволочным каркасом, развивались физически и психически слабее сверстников.

Те, кто общался с каркасом в обезьяньей шкуре - лучше.

А те, в комнате которых был и проволочный каркас, и чучело, все свободное время сидели на чучеле - тут же спали, прижимаясь к нему, играли. К проволочной «матери» приходили только тогда, когда хотели есть. Эти шимпанзе развивались вполне нормально.

Итак, любовь нужна. И человеку очень плохо живется, если его не любят, это не этический постулат, а научный факт.

Сказанное, естественно, не означает того, что если человек никого не любит или его никто не любит, он обязательно заболеет и умрет. Мы говорили о данных среднестатистических, они характерны для большинства людей, но исключения, естественно, возможны.

Есть на свете и такие индивидуумы, которые никогда никого не любили, да и их тоже особенно никто не любил, но они от этого совершенно не страдают, наоборот, вроде бы довольны жизнью и вполне счастливы. Пусть им и впредь будет хорошо. Но подавляющее большинство жителей земли испытывают, повторяем, острую необходимость любить и быть любимыми.

Вопрос «зачем нужна любовь?» имеет и другой аспект. Нередко приходится слышать и такие доводы, что любовь приносит одни неприятности, что она мешает жить и работать, с ней неизбежно приходит разочарование, тоска и так далее.

Действительно, испытать разочарование в любви тяжело. Любовь и в самом деле неизбежно сопряжена с риском. Мы рискуем, например, потерять любимого человека. Он может умереть. И не обязательно в семьдесят лет. Может попасть под трамвай, в катастрофу, отравиться и так далее.

Нас могут разлюбить. Сердцу, действительно, не прикажешь, все бывает, и мы можем оказаться в таком положении.

Наконец, мы можем сами разлюбить, разочароваться - и неизвестно, не хуже ли это, чем тот случай, когда тебя самого разлюбили.

В целом известно, что большинство людей признают: любовные переживания обогатили их духовно и эмоционально. Когда группе взрослых, несомненно, обладающих опытом любовных отношений, предложили ответить на вопрос, счастливее или несчастливее они стали, испытав любовь, три четверти признались, что стали счастливее. Остальные ясно определить свое отношение не могли. Большинство из нас склонны считать, что любовные переживания обогащают. Авторы также не берутся с этим спорить.

Хочется добавить только одно: никакие чувства, самые светлые и высокие, не в силах оградить нас от драм переживаний. Надо всегда помнить, что каждый из нас ответствен и за чувства, и за исход отношений с дорогим человеком. И наша удача во многом зависит от нас самих.

Но может быть, любовь - проявление слабости? Ведь есть и такая точка зрения. Согласно ей человек всячески ищет средства защиты от враждебного, опасного окружающего мира, и любовь - одна из форм такой защиты. На этом тезисе, в частности, базируется концепция, согласно которой человек, влюбляясь, решает три задачи. Первая - верификация своих знаний о мире. Не обо всем мире вообще - о мире своих чувств. В главе, посвященной симпатии, мы уже говорили, насколько важно нам понимать, что чувствуем мы правильно. Надо, чтобы кто-то подтвердил наши знания обо всем этом.

Вторая задача - возможность сексуального удовлетворения без чувства стыда. Дело в том, что современный человек, как бы ни ругали его строгие моралисты, далеко не так циничен. Да и современная молодежь вовсе не так уж легкомысленно смотрит на любовь. Для сегодняшнего молодого человека сексуальная жизнь имеет очень большое значение, он отнюдь не относится к ней так легко и беззаботно, как принято считать.

Действительно, что-то за последние десятилетия изменилось. Сегодня мораль куда спокойнее, чем раньше, относится, например, к добрачным связям. Доводы морали становятся в этом вопросе все более реалистичными. И не случайно. Во-первых, некоторый опыт, приобретенный молодыми людьми, впоследствии сделает их более подходящими партнерами друг для друга. Но не менее важно и то обстоятельство, что добрачный сексуальный опыт нередко предупреждает супружеские измены. Ведь измены часто возникают из элементарного любопытства.

Ну а кроме того, в нашем обществе браки обычно заключаются на несколько лет позже, чем наступает половая зрелость. Если в течение нескольких лет человек не приобретает опыт сексуальной жизни, не исключено, что у него может выработаться в дальнейшем негативное отношение к этой стороне жизни вообще.

И третья задача, которую, согласно упомянутой концепции, решает влюбленный - он стремится быть как все. Это очень важно. Послушайте разговоры старшеклассников. Как много места в них занимают рассказы о романтических переживаниях, ухаживаниях, влюбленностях, победах. На самом деле нередко за этими рассказами ничего не стоит. Дело в том, что ребята стремятся как бы не отстать от сверстников, быть как все. Раз все вокруг влюбляются - значит, и должно влюбляться, значит, я тоже должен испытать романтические переживания. Чтобы не быть «белой вороной».

Надо сказать, не только поведение сверстников подталкивает к этому - вообще сложилось устойчивое представление, что в этом возрасте положено влюбляться. Об этом же говорит литература для юношества, кинофильмы.

Мы, взрослые, тоже так считаем, нам также кажется странным, когда дети ведут себя иначе. Представьте ситуацию: мать, видя дочь каждый вечер за книгами, волнуется и вспоминает, что она в ее годы не о том думала (хотя неизвестно, о чем она думала на самом деле), и напоминает дочери об этом все чаще. Девочка чувствует, что ей положено идти на свидание. Но ведь может оказаться, что ей и в самом деле интереснее читать? Что же в этом плохого? Но ситуация бывает драматичнее - она и пошла бы на свидание, да ее никто не зовет. Что же произойдет с девочкой? Не исключено, что она потихоньку начнет разуверяться в том, что ее вообще ожидает в жизни что-то хорошее.

И наконец, только любовь создает счастливую семью. Можно сколько угодно приводить примеров таких браков, которые построены на иной основе, можно говорить о том, что супруги в таких семьях вполне довольны жизнью и друг другом. Но никогда люди, живущие в таком браке, сколько бы ни были они удовлетворены материальным и общественным положением, не бывают счастливы. Счастье дает только любовь. И большинство браков, заключаемых в нашей стране, заключается по любви, и молодые люди, думающие о женитьбе и замужестве, в подавляющем большинстве считают любовь единственной и основной причиной своего решения. Только в счастливой семье можно говорить о воспитании гармонично развитых детей.

Вообще, нам кажется, что по отношению к детям наш самый главный долг - быть счастливыми. Для ребенка это важнее, чем самые красивые игрушки, самая вкусная еда и лучшие курорты страны.

Говоря о любви, нельзя забывать об этом, нельзя забывать, что влюбленный впервые десятиклассник или восьмиклассница - это будущие отец и мать, что их юношеское увлечение содержит в себе и прообраз будущего отношения к семье, оно - как бы пролог к огромному и богатому миру любви. Очень важно дать почувствовать это нашим детям, важно начать их подготовку к будущей семейной жизни именно с этого момента, никак не позже. Слишком легкомысленно было бы надеяться в столь важном деле на школьные уроки этики и психологии семейной жизни - не всегда они достаточны, не всегда на должном уровне проводятся. И совершенно недопустимо утверждать, как это нередко делают родители, что лучшая пора - это пора ухаживаний и юношеской влюбленности, а потом, в браке, в семье, начинаются тоскливые будни и обязанности. Юношеская любовь таким образом представляется подчас лишенной каких-либо обязательств, ответственности, легкой и бездумной, как полет мотылька, и поэтому нередко молодые люди стремятся от одного увлечения к другому, страшась каких-то долгих и серьезных отношений, уподобляясь в чем-то легендарному Дон-Жуану. И если еще несколько лет назад это в основном касалось только мальчиков и юношей, то сегодня представительницы прекрасного пола не отстают в стремлении побыстрее набраться «жизненного опыта», причем в отличие от своих сверстников в предшествующих поколениях понимают этот опыт отнюдь не платонически. Отвлечемся от доводов морали, посмотрим, что говорит наука о влиянии такой легкости в отношениях, стремлениях к быстрым и легким любовным победам на личность. Оказывается, «донжуанский список» отнюдь не свидетельствует о высоком уровне развития личности и не способствует ему. Напротив, будучи нацеленным на недолгие увлечения, человек не имеет возможности для личного творчества - глубоких отношений, глубокого постижения души другого, без которого невозможен личностный рост. Такая ситуация, как правило, скрывает внутреннюю неуверенность, служит мнимой компенсацией собственных комплексов. Но не избавляет от неуверенности и неудовлетворенности собой на самом деле.

Не стоит забывать и о другом аспекте проблемы. Мы живем в современном мире, где существует такая страшная болезнь, как СПИД. Это обстоятельство уже начинает оказывать влияние и на поведенческие установки молодых людей в некоторых странах - отмечено, что образ жизни молодежи стал заметно целомудренней, значительно повысился престиж брака в общественном сознании.

Однако, стараясь сформировать у наших детей положительное отношение к семье, к обдуманному выбору партнера для семейной жизни, стараясь уберечь от легкомыслия, мы нередко впадаем в другую крайность. Мы с детства убеждаем их в том, что любовь приходит только один раз в жизни. Мы нередко сами настолько уверены в истинности мифа о единственности любви, что даже не задумываемся, всегда ли это так. Мы будто уверены, что существует как бы определенный запас любви, который невосполним.

Вообще, миф о единственности любви не только ложен, он крайне жесток, вообще отдает средневековьем. Представьте, например, такую ситуацию: пятнадцатилетний мальчик влюблен в свою сверстницу. И он, и его родители убеждены, что любовь бывает только один раз в жизни. Родители начинают, естественно, убеждать мальчика, что это еще не любовь, что настоящая любовь впереди и все это несерьезно. Но что значит несерьезно - если она для него центр вселенной, он за нее готов жизнь отдать!

Наконец, одна из сторон перетягивает. Предположим, мальчику удалось доказать и себе, и близким, что любовь его настоящая. Что же из этого следует? Если он вдруг разлюбит девочку, отношения их развалятся, все остальные встречи он будет считать не новой любовью (ведь настоящая, единственная любовь уже прошла, состоялась!), а чем-то ненастоящим. Приведет ли это к хорошим последствиям?

Миф о единственности любви между тем предполагает то, что настоящая любовь приходит в юности, и никогда больше. Вообще, наша современная культура, европейская, начиная с периода романтизма, создавала культ юности.

Наше общественное мнение, наша печать долго и совершенно справедливо боролись за то, чтобы все руководители и администраторы привыкли считаться с интересами молодежи, учитывали бы ее потребности, изготавливали бы всевозможную продукцию для молодого потребителя. И это очень нужно и важно.

Но, заботясь о культуре досуга и одежды для молодых, не будем укреплять в сознании культ молодости, культ юности, согласно которому все, кто вышел из юного возраста, представляются как бы олимпийскими чемпионами в отставке - награды получены, титул завоеван и остается долгие годы доживать в безвестности и скуке.

Этот культ, этот миф о безоблачности детства и юности (разве беспечны герои одного из лучших фильмов о детстве «Чучела»? Разве беззаботны асановские «Пацаны»? Герои «Свидетеля»?) - этот миф не только ложен, но и может принести много неприятностей тем юным людям, которые в него верят. Когда подросток читает о розовой поре отрочества, смотрит современный фильм, невольно сравнивает себя с героями и понимает, что он неловкий, не все понимающий, вечно чем-то мучимый, не слишком похож на счастливых героев. Значит, с ним, должно быть, что-то не так, значит, он не такой, как все, не такой, каким должен быть человек в его возрасте. Так начинается неверие в свои силы, свои достоинства, так развивается комплекс неполноценности.

Уверенность же в том, что самая прекрасная любовь переживается в юности, может иметь самые неожиданные последствия. Молодой человек незаметно уверяется в своей особенной ценности, в исключительности своего положения, ценности своих чувств. У него может выработаться своеобразный юношеский шовинизм, от которого будут страдать окружающие.

Убежденный, что только его чувства ценны, только его страдания достойны сочувствия и его радости достойны быть разделенными, он незаметно, невольно (а иногда и вольно) начинает игнорировать потребности старших, начинает без уважения относиться не только к интересам людей другого поколения, другого возраста, но и без уважения относиться к их чувствам. Для него любовь человека, скажем, сорока лет не то что неинтересна - он вообще не понимает, что в этом возрасте может быть любовь.

Нам кажется, было бы неправильно и родителям, и воспитателям не учитывать всего этого. Воспитывая в молодом человеке личность, уважая ценность его переживаний, не противопоставлять юношескую любовь чувствам людей более старшего возраста.

Зачем нужна недоверчивость - Сегодня очень хорошая погода, и у меня хорошее настроение… Что-то здесь не так!Маша, 4 года- Мальчик, поди сюда.- Пойдем со мной, девочка.Если вы человек, совсем незнакомый ребенку лет от двух до десяти (да и старше…), но произносите

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

КАКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВАМ НУЖНА

Из книги Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни автора Козлов Николай Иванович

к Человеку Как я стал психологом (таким)? Как (и почему такой) я сделал Клуб? Что такое Синтон-программа и откуда она взялась? Эти вопросы звучат настолько часто, что ответы уже выкристаллизовались. Как всё у меня, это некоторые истории (когда веселые, когда колючие), за

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Спешка нужна при…… Самое важное во время занятия – не бойся никуда опоздать, не спеши, отбрось все заботы на это время, слушай свое тело, общайся с ним. Ты должен знать, что у тебя есть свободных полчаса и даже при некоторой задержке в выполнении упражнений ты все равно

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Этап 2 Размышления: «Нужна ли мне она? Или не она? Или не нужна?» Увидев понравившийся объект, мужик начинает лениво рассуждать: «Нужна – не нужна, подойти – не подойти?»Если возникли такие колебания, то можно быть почти наверняка уверенным, что мужик никуда не пойдет. Это

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Нужна ли практика? Быть может, вы думаете: «Наблюдение – это прекрасно, но главное ведь практика, я должен специально упражняться в обнаруженных мною в наблюдении стратегиях, техниках и приемах». Если вам в голову пришла такая мысль, вы подобны иностранцу в Лондоне,

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Какая жена ему нужна Мужчина женится по нескольким причинам, особенно ради того, чтобы иметь хорошую спутницу жизни, сексуальную партнершу и мать своих детей. Однако то, что делает женщину «хорошей» или «подходящей», совершенно различно с точки зрения разных мужчин. Если

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

5.6. Любовь присуща только человеку Существует мнение, что любовь - это чисто человеческое чувство. Например, Стендаль писал, что любовь - это творение цивилизации. Но так ли это? Не примитивизируем ли мы эмоциональную жизнь животных? Посмотрим, что говорят по этому поводу

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Кому я нужна? Самая страшная ошибка при знакомствах – это неверие в свои силы и свою привлекательность. Если, несмело приближаясь к понравившемуся парню, ты думаешь, что он тебя отошьет, можешь не тратить время и нервы зря. Не сомневайся, так и будет.Синдром «кому я нужна»,

Из книги В чем нуждается ваш ребенок автора Дрешер Джон М.

Детям нужна надежность Джим пришел на консультацию из личных побуждений. В свои девятнадцать лет он был примером неуверенности и неопределенности. И тому было много причин. Джим рассказывал, что в его жизни еще не было ни одного действительно счастливого дня. И все его

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Детям нужна похвала Бенжамин Вест описывал, как он стал художником. Однажды мать ушла, оставив его с сестрой Сэлли. Он нашел несколько бутылок с чернилами различных цветов и решил нарисовать портрет Сэлли. Кухня при этом приобрела ужасный вид. Когда мать вернулась, она и

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Зачем нужна медитация? Во время пребывания в центре в келью к Шэттоку зашел начальник полиции Рангуна, который только что вышел в отставку и также проходил курс медитации. Они разговорились на тему, зачем современному человеку медитация.Цивилизованное общество дает

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Нужна ли вам эта книга? Мы написали эту книгу, чтобы ею могли воспользоваться все, кто заинтересован в совершенствовании своего умения общаться с людьми. Читая каждую из глав, вы увидите, что обсуждаемые нами проблемы способны посеять хаос практически в любых разговорах,

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Из книги автора

Зачем нам нужна цель Вы и без позитивной психологии понимаете, что процветающая, счастливая жизнь состоит не только из мимолетных удовольствий, радостей и занятий, которые нам больше всего нравятся. Нельзя превращать жизнь в неконтролируемый поиск наслаждений.

В любви нет шаблонов. Все слова и мысли должны идти от сердца. Любовь - это искренность, которая не должна ничем ограничиваться.

Любовь объединяет в себе духовность, физиологию, социальные аспекты и индивидуальные. Любовь позволяет совершенствоваться, а также приблизиться к другому человеку.

Любовь имеет богатый и обширный мир. Каждый любит по-своему. Каждому человеку хоть раз приходилось испытывать это чувство или что-то похожее на любовь. Любовь - это переживания, которые мы испытываем. Испытывая эти переживания, мы накапливаем опыт, становимся мудрее и сильнее.

Зачем человеку любовь? Отвергая это чувство, отвергаешь возможность чувствовать, а значит жить. Без любви жизнь будет безликой и ограниченной.

Любовь дарит внутреннюю силу каждому человеку, избавляет от одиночества и отчужденности.

Любовь заставляет чувствовать, что ты нужен окружающим, приобрести и понять смысл жизни. Это прекрасное чувство облагораживает, открывает все положительные качества человека.

Любовь - единственный и самый верный способ понять другого человека. Вступить с ним в духовный и физический союз.

Когда испытываешь чувство любви к другому человеку, то свойственно желание отдавать все что у тебя есть. Именно такое желание делает из человека - человека! Таким образом, влюбленный человек открывает всю свою сущность, которая без любви могла бы и не проявиться.

Любовь в семье - так называем цемент между всеми членами семьи, который помогает им держаться вместе в любой жизненной ситуации. Любовь не позволит пройти мимо того, кому требуется помощь и ваша поддержка.

Каждому человеку свойственно искать и желать любви. Каждый из нас мечтает встретить свою половинку, с которой будет счастлив на протяжении всей жизни. При этом человек готов идти на компромиссы и жертвы ради возможности любить.

Без любви пропадает смысл существования, жизнь теряет краски. Любовь - это эликсир, который дарит нам жажду к жизни. Без нее пропадает блеск в глазах, страдают все сферы деятельности человека.

Зачем человеку любовь? Неужели, когда вы любили, вы не чувствовали себя сверхчеловеком? Ведь было ощущение того, что вам подвластно все на свете, что на всем свете не найдется вещи или занятия, с которым вы не смогли бы справиться.

Только влюбленные люди способны творить. Именно любовь, подарила нам гениев нашего времени, чьими произведениями искусства и изобретениями мы гордимся и пользуемся по сей день.

Если ответить на вопрос: «зачем человеку любовь?» совсем просто - то Любовь дарит ощущение счастья. Ведь именно о счастье мечтает каждый.

Разве вы не мечтаете, засыпать и просыпаться в объятиях человека, за которого вы готовы отдать жизнь. Смотреть в счастливые глаза любимого, когда сотрудник загса произносит поздравления. Видеть улыбку влюбленного и любимого человека, который встречает Вас с вашим первенцем из родильного дома. Проживать каждый день и знать, что когда вы вернетесь домой, ваш любимый обнимет и прижмет к себе, и, сразу все трудности и проблемы уйдут на второй план. Ведь в этом мире - в вашем мире - есть место только для вас двоих.

Любовь - это самое прекрасное чувство, которое может испытывать человек. Оно многолико и непредсказуемо. Но всегда несет в себе только положительное. Поэтому, не бойтесь открыть свое сердце для любви. Подарите себе счастье и ощущение, что вы живете полной жизнью.

Любите и будьте любимыми!