Мужчины таджикистана какие они. Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты

Каждый восьмой брак с иностранцами в России совершается с гражданами Таджикистана. По данным опросов общественного мнения в России, еще два-три года назад граждане Украины, Армении и Таджикистана считались самыми «популярными» женихами для россиянок.

Эти данные подтверждают и статданные, которые говорят, что в 2007-2009 годах представители этих стран чаще всего становились спутниками жизни граждан России. К примеру, из 29 тысяч браков, зарегистрированных в первые шесть месяцев 2009 года, каждый восьмой совершался с гражданином Таджикистана.

По мнению социологов, эта цифра достаточна велика, если учесть растущий в российском обществе уровень ксенофобии и расизма по отношению к выходцам из Центральной Азии.

Эксперты уверены, эти показатели свидетельствуют о том, что ксенофобия, прочно засевшая на бытовом уровне в российском обществе, пока еще не стала общей идеологией. В случае личного контакта и познания чужой культуры и традиции, нетерпимость по отношению к так называемым «чужим», отходит на второй план.

34-летняя Марина, родившая двух дочерей от таджикских мужчин, решила навсегда остаться в Таджикистане после того, как в сентябре прошлого года решила повидаться со старшей дочерью Аленой в южном городе Куляб. Но здесь ее ждали дурные вести: семилетняя Алена , привыкшая жить с родными отца, отказалась вернуться к матери, которая в подмосковной России подрабатывала в столовой и увлекалась спиртными напитками. Марина приняла для себя серьезное решение: она выбрала Таджикистан в качестве нового места жительства.

Она говорит, что такое решение пришло потому, что у нее сложились хорошие отношения с семьей отца первой дочери, где она свободно может общаться с Аленой, а также она дорожит и добрыми отношениями с родственниками второй дочери от брака с таджиком, которые также живут в Кулябе.

Сдав с помощью тети квартиру в Подмосковье в аренду и оформив получение пенсии по инвалидности в Таджикистане, Марина арендовала квартирку на окраине Куляба. У нее много времени для общения с местными жителями, она рассказала, что уже начала учиться печь таджикских хлеб у своих новых подруг:

- Все родственники Алены, первой дочки, очень хорошие люди. Я им помогаю, они мне помогают. Я не хочу возвращаться в Россию потому, что там женщины живут совсем по-другому. Они ведут разгульный образ жизни, пьют, курят. Я сама до приезда сюда была такой, я не хочу возвращаться в прошлую жизн ь, - говорит Марина.

Алкоголь и бытовая ксенофобия

Многие эксперты, подтверждая слова Марины, говорят, что очень часто россияне, согласившиеся на брак с таджиками, бегут от пагубных привычек и алкоголизма. Несмотря на высокий уровень ксенофобии и расизма в российском обществе, где из года в год усиливаются антимигранские настроения, при личном знакомстве неприязнь и нетерпимость отходит на второй план. Вера Альперович, эксперт Центра «Сова» в Москве считает, что в этом заключаются особенности бытовой ксенофобии, широко распространившейся в России в последнее время:

- То, что таджикские мужчины женятся на русских женщинах, а не наоборот, связано в первую очередь с тем, что в миграцию, прежде всего, подаются мужчины. Это еще связано и с тем, что мигранты, независимо, откуда они приехали, они, как правило, активнее, трудолюбивее местного населения, потому что у них стартовые позиции изначально значительно ниже.

Вместе с тем, считает Альперович, в силу возрастающей нетерпимости к инородцам, особенно к тем, у кого невыгодный социальный статус с точки зрения престижа и влияния, угроза того, что бытовая ксенофобия может обрести черты общественной идеологии, очень велика:

- Однако у ксенофобии есть такой эффект, что, когда возникают межличностные связи, все ксенофобские предрассудки отходят в сторону. Я знаю очень много антисемитов, которые делают исключение для лично им знакомым евреям, которые говорят, мол «ты – нормальная, а все остальные евреи – сволочи». Человек не делает над собой усилия, чтобы эти ксенофобские чувства преодолеть .

По мнению таджикистанцев, выросших в мультикультурной атмосфере, в большинстве случаев, браки с иностранцами имеют положительный, нежели отрицательный аспект. Зарина Киямова , дочь известного в Таджикистане режиссера театра Шамси Киямова и редактора киностудии Таджикфильм Любови Киямовой, с самого детства выросла в атмосфере уважения и любви к русской и таджикской культуре и традициям.

- Дети, рожденные в таких браках, способны впитать в себя обе культуры, они более демократичные. Например, турки в свое время привозили со всего света мужчин и женщин, чтобы внести свежую струю в свою культуру и обновить кровь. Так они очень хорошо развивались. Проблемы возникают тогда, когда сталкиваются религиозные основы, когда идет непонимание и отторжение обычаев и традиций.

«Очень часто, дети в таких браках больше знают язык матери, нежели отца, - говорит она. – Чтобы дети не отдалились от отца и его предков, не были оторваны от родины, мужчины должны учить родному языку своих детей ».

Вместе с тем, Зарина Киямова уверен а, что принимая решение вступать в брак с представителем другой нации, необходимо понимать, что ради создания благоприятной атмосферы в доме, супругам необходимо проявлять уважение к обоюдной культуре, традициям, религии, языку и другим ценностям.

Хиромон Бакозода, Мумин Ахмади, таджикская служба РСЕ\РС

В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала , как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова : Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента - с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов - с секс-работницами; 8 процентов - с женой; 6,5 процента - с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера - как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант - в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен - с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик - это уже почти социальный статус.

Изнасилования считаются случайными связями

Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?

Разные. Чаще всего они обращаются к услугам «девочек по вызову», которых приглашают к себе: в 2010 году об этом сообщили 52 процента мигрантов, использовавших секс-услуги. 16,4 процента людей из этой группы отправляются домой к секс-работнице; 9 процентов посещает притоны; 7 процентов - массажные кабинеты; 5 процентов платили за секс сотрудницам на рабочем месте. Остальные назвали сауны, «специальные квартиры», машины.

Я видела два примера того, как были организованы секс-услуги. В одном случае это происходило в центре Москвы на строительной площадке. Там стоял небольшой вагончик, где работали три или четыре женщины - одна из них была для местного руководства.

Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто - клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.

Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.

Мигранты, которые работают в транспортном секторе, подбирают на трассах «плечевых» - это девушки, которые предоставляют секс-услуги дальнобойщикам.

А что тогда понимается под случайными связями?

Они очень разнообразны. Это может быть секс на рабочем месте, чаще всего с такими же гастарбайтершами - молдаванками, украинками, русскими, то есть внутренними мигрантками, однодневными подругами - секс на ночь. Это могут быть работницы, нанятые на день-два для выполнения определенных работ на строительстве и отделке дома. Случайные связи могут случаться и в цехах, например, по производству мебели. Мигранты ночуют прямо на работе - и женщины, и мужчины. Там все и происходит.

Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.

Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.

Почему это стало частым явлением?

Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей - до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.

Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?

Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются - в том числе таджиками - по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.

Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и - самое главное - не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.

Бывают случаи, когда россиянки вступали в половые отношения с мигрантами под влиянием алкоголя, или это был спонтанный секс, а наутро она обвиняла его в сексуальном насилии.

Взаимовыгодные сексуальные отношения

Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?

Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.

Обычно в одной квартире проживает несколько пар - это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.

То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?

Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран - с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес - строительство или торговля.

Их отношения похожи на семейные?

Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.

Презерватив - это стыдно

Как мигранты относятся к средствам контрацепции?

70 процентов всех мигрантов, которые вступают в контакт с нерегулярными партнерами (случайные связи, секс-работницы), используют средства контрацепции. Проблемы возникают в отношениях с постоянными партнершами, ведь когда мигрант начинает жить с подругой, то постепенно начинает воспринимать ее как жену и перестает использовать презервативы. Однако эти союзы временные и для него, и для нее: меняется ситуация, кто-то уезжает, появляется новый партнер или партнерша. В таких краткосрочных отношениях вероятность заражения резко возрастает.
Кроме того, я не уверена, что мигранты, которые используют презервативы, делают это всегда.

Получается, виноваты женщины?

Связь ВИЧ/СПИД и миграции - это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив - это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.

В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится , что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?

В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет - или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины - они понимают, что делают.

Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.

Жене лучше ни о чем не спрашивать

Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?

Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках - официальном и шариатском.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?

Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.

Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины - это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой - и то хорошо.

Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?

Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.

Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?

Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.

При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.

Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?

Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них - 78 процентов - возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.

А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?

Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи - это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами - уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.

Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?

Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики - «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).

Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.

Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.

«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью

Каждый восьмой брак с иностранцами в России совершается с гражданами Таджикистана. По данным опросов общественного мнения в России, еще два-три года назад граждане Украины, Армении и Таджикистана считались самыми «популярными» женихами для россиянок.

Эти данные подтверждают и статданные, которые говорят, что в 2007-2009 годах представители этих стран чаще всего становились спутниками жизни граждан России. К примеру, из 29 тысяч браков, зарегистрированных в первые шесть месяцев 2009 года, каждый восьмой совершался с гражданином Таджикистана.

По мнению социологов, эта цифра достаточна велика, если учесть растущий в российском обществе уровень ксенофобии и расизма по отношению к выходцам из Центральной Азии.

Эксперты уверены, эти показатели свидетельствуют о том, что ксенофобия, прочно засевшая на бытовом уровне в российском обществе, пока еще не стала общей идеологией. В случае личного контакта и познания чужой культуры и традиции, нетерпимость по отношению к так называемым «чужим», отходит на второй план.

34-летняя Марина, родившая двух дочерей от таджикских мужчин, решила навсегда остаться в Таджикистане после того, как в сентябре прошлого года решила повидаться со старшей дочерью Аленой в южном городе Куляб. Но здесь ее ждали дурные вести: семилетняя Алена , привыкшая жить с родными отца, отказалась вернуться к матери, которая в подмосковной России подрабатывала в столовой и увлекалась спиртными напитками. Марина приняла для себя серьезное решение: она выбрала Таджикистан в качестве нового места жительства.

Она говорит, что такое решение пришло потому, что у нее сложились хорошие отношения с семьей отца первой дочери, где она свободно может общаться с Аленой, а также она дорожит и добрыми отношениями с родственниками второй дочери от брака с таджиком, которые также живут в Кулябе.

Сдав с помощью тети квартиру в Подмосковье в аренду и оформив получение пенсии по инвалидности в Таджикистане, Марина арендовала квартирку на окраине Куляба. У нее много времени для общения с местными жителями, она рассказала, что уже начала учиться печь таджикских хлеб у своих новых подруг:

- Все родственники Алены, первой дочки, очень хорошие люди. Я им помогаю, они мне помогают. Я не хочу возвращаться в Россию потому, что там женщины живут совсем по-другому. Они ведут разгульный образ жизни, пьют, курят. Я сама до приезда сюда была такой, я не хочу возвращаться в прошлую жизн ь, - говорит Марина.

Алкоголь и бытовая ксенофобия

Многие эксперты, подтверждая слова Марины, говорят, что очень часто россияне, согласившиеся на брак с таджиками, бегут от пагубных привычек и алкоголизма. Несмотря на высокий уровень ксенофобии и расизма в российском обществе, где из года в год усиливаются антимигранские настроения, при личном знакомстве неприязнь и нетерпимость отходит на второй план. Вера Альперович, эксперт Центра «Сова» в Москве считает, что в этом заключаются особенности бытовой ксенофобии, широко распространившейся в России в последнее время:

- То, что таджикские мужчины женятся на русских женщинах, а не наоборот, связано в первую очередь с тем, что в миграцию, прежде всего, подаются мужчины. Это еще связано и с тем, что мигранты, независимо, откуда они приехали, они, как правило, активнее, трудолюбивее местного населения, потому что у них стартовые позиции изначально значительно ниже.

Вместе с тем, считает Альперович, в силу возрастающей нетерпимости к инородцам, особенно к тем, у кого невыгодный социальный статус с точки зрения престижа и влияния, угроза того, что бытовая ксенофобия может обрести черты общественной идеологии, очень велика:

- Однако у ксенофобии есть такой эффект, что, когда возникают межличностные связи, все ксенофобские предрассудки отходят в сторону. Я знаю очень много антисемитов, которые делают исключение для лично им знакомым евреям, которые говорят, мол «ты – нормальная, а все остальные евреи – сволочи». Человек не делает над собой усилия, чтобы эти ксенофобские чувства преодолеть .

По мнению таджикистанцев, выросших в мультикультурной атмосфере, в большинстве случаев, браки с иностранцами имеют положительный, нежели отрицательный аспект. Зарина Киямова , дочь известного в Таджикистане режиссера театра Шамси Киямова и редактора киностудии Таджикфильм Любови Киямовой, с самого детства выросла в атмосфере уважения и любви к русской и таджикской культуре и традициям.

- Дети, рожденные в таких браках, способны впитать в себя обе культуры, они более демократичные. Например, турки в свое время привозили со всего света мужчин и женщин, чтобы внести свежую струю в свою культуру и обновить кровь. Так они очень хорошо развивались. Проблемы возникают тогда, когда сталкиваются религиозные основы, когда идет непонимание и отторжение обычаев и традиций.

«Очень часто, дети в таких браках больше знают язык матери, нежели отца, - говорит она. – Чтобы дети не отдалились от отца и его предков, не были оторваны от родины, мужчины должны учить родному языку своих детей ».

Вместе с тем, Зарина Киямова уверен а, что принимая решение вступать в брак с представителем другой нации, необходимо понимать, что ради создания благоприятной атмосферы в доме, супругам необходимо проявлять уважение к обоюдной культуре, традициям, религии, языку и другим ценностям.

Хиромон Бакозода, Мумин Ахмади, таджикская служба РСЕ\РС

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

Даже самое безобидное дело, например, покупку одежды или поход к родителям, таджикская жена обязана согласовать с мужем. Не говоря уже о более серьезных решениях. Спрашивать разрешение у мужа для таджикской женщины – это совсем не зазорно. Стыдно, когда происходит наоборот.

ДУШАНБЕ, 17 апр — Sputnik, Андрей Захватов. В настоящее время в Таджикистане, как это было и в советский период, не меняется тенденция к росту числа межнациональных браков.

Как отмечает таджикский социолог София Касымова, в первые годы советской власти межнациональные и межконфессиональные браки даже приветствовались и поощрялись властями, тем более что в своем большинстве таджики интернациональным бракам не препятствовали.

Две волны

Первая большая волна межнациональных браков в Таджикистане пришлась на вторую половину 40-х годов XX века. В Таджикистан возвращались десятки тысяч участников Великой Отечественной Войны и участников трудового фронта.

Тысячи бойцов-мусульман приехали на родину с женами-христианками. Практически в каждом райцентре и во многих кишлаках можно было встретить уроженок европейских стран — они успешно работали в больницах, школах, учили таджикских детей русскому языку и растили своих светлоглазых и светловолосых детей.

Вторая и тоже довольно существенная волна межнациональных браков была отмечена в 50-60-е годы минувшего века, когда направленные на учебу в крупнейшие города России таджикские студенты женились на россиянках. Особенно заметно это было в среде крупных советских партийных и хозяйственных работников Таджикистана — у значительной их части жены были русскими.

В этой связи очень интересна похожая на легенду история любви таджика и русской женщины — история, которую через полвека я уже могу рассказать в прессе, и именно так, как рассказал мне ее ветеран внешней разведки Таджикистана 40 лет назад.

История-легенда

В 50-х годах молодой офицер, таджик, женатый на молодой русской женщине, состоял на службе во внешней разведке. Жена с ребенком жила с родителями мужа в кишлаке недалеко от Душанбе и ждала супруга из очередной длительной командировки.

Но обстоятельства сложились так, что во время работы за рубежом он был по непонятным причинам арестован и попал в тюрьму строгого режима одной из центральноазиатских мусульманских стран. Проходили долгие годы, а известий от офицера никаких не было. Не дождавшись сына, родители ушли в мир иной, но успели сказать русской снохе, чтобы не ждала их сына и выходила замуж.

Так оно и произошло. В новой семье уже росли двое детей, а ее законному, живому, заточенному в тюрьме в чужой стране мужу, удалось каким-то образом передать записку в советское посольство. И тогдашний глава советского правительства Алексей Косыгин смог договориться об освобождении разведчика.

Вернулся офицер в Таджикистан больным, с серьезно подорванным здоровьем и узнал о том, что жена послушалась его родителей, вышла вновь замуж и растит детей. Услышавшая же о возвращении любимого человека, русская женщина сказала новому супругу: "По-человечески правильнее будет, если я вернусь к нему". И тот не посмел ей ничего возразить.

Прожили они недолго — разведчик вскоре умер от болезни. Но все, кто знал этот случай, с большим уважением отнеслись к героям этой истории, в первую очередь, к русской женщине, полюбившей таджика.

Александра из кишлака Хур

В августе 2011 года, когда я гостил у моего друга Амирали, старосты кишлака Хур в Горном Каратегине, расположенном в 10 километрах от Тавильдары, тепло принявший меня хозяин дома сказал: "Андрей, ты сегодня не один гость из России. Есть и другие, завтра познакомлю!"

Пока ужинали, подошли молодые ребята, приехавшие в отпуск к родителям с заработков в России: отработали на стройке на острове Русском на Дальнем Востоке. Рассказали, что на строительстве уникального моста и на других объектах из кишлака Хур работают более 15 человек. Поинтересовался у них — их семьи тоже в России живут? Молодые люди отшутились: рассказали, что там почти у каждого есть подруга.

Молодым людям можно было верить — в начале 2000-х, когда трудовая миграция из Таджикистана год от года росла, в стране начался тревожный, по мнению демографов, процесс. Массовый выезд молодых мужчин на заработки в значительной степени осложнил процессы создания семей — в 2010 году примерно полмиллиона молодых девушек республики испытывали сложности в поиске спутника жизни. Тем временем в России заметно росло число межнациональных браков таджиков с россиянками — законных и гражданских.

Выбор молодых россиянок в пользу приехавших на заработки гастарбайтеров объяснялся просто: абсолютное большинство таджиков трудолюбивы, работают честно, практически не употребляют спиртного, не сквернословят, быстро обучаются русскому языку.

Точной статистики межнациональных браков таджиков на территории России нет. Тем не менее, по экспертным оценкам, среди нескольких сот тысяч граждан Таджикистана, получивших после 2000 года российское гражданство, до настоящего времени от 40 до 60 тысяч таджиков заключили браки с россиянками.

К 2013 году ситуация настолько осложнилась, что депутат таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что религиозно-смешанные браки могут разрушить генофонд таджикской нации.

Но браки в России и в таджикских диаспорах за рубежом продолжают заключать не только таджики-мужчины. За последние 15 — 20 лет демографы отмечают рост числа таджичек, вступающих в браки с иностранцами, причем не только из азиатских стран, но и из стран Европы и Америки. В Таджикистане, к примеру, широко известен недавний случай, когда российский телеведущий Александр Гордон женился на 20-летней студентке из Таджикистана.

Утром следующего дня, мой друг Амирали, как обещал, повел меня знакомить с другими гостями из России. Оказалось, что один из молодых мужчин, уже 6 лет живущий и работающий в Санкт-Петербурге, впервые привез в кишлак и познакомил с родителями свою законную жену Александру и детей.

Молодая женщина охотно рассказала, что со своим будущим мужем познакомилась в столовой. Отношения в семье прекрасные, подрастают двое сыновей. Она призналась, что родители и родственники мужа гостеприимно и по-доброму встретили ее и детей, с интересом смотрели фотографии из Петербурга, расспрашивали о планах молодой семьи.

Александра разрешила сфотографировать ее, но только не для прессы. А на публикацию фотографии мужа с детьми дала добро. Фоном для фотографии таджик выбрал свой сгоревший автомобиль.

"Только один день смог поездить на нем — машину взорвали во время гражданской войны в 90-х годах", — пояснил он, добавив, что в этих местах Горного Каратегина шли тяжелые бои.

Будут ли в Таджикистане и впредь расти межнациональные браки? По всей вероятности — да, будут. Причем не только c иностранцами из Европы и Америки, но и из Китая. Как это скажется на структуре населения Таджикистана — такие прогнозы демографы пока не дают. Однако, по мнению известного таджикского ученого Рахмона Ульмасова, к смешанным бракам таджиков с иностранцами нужно относиться спокойно и с пониманием.