Конспект индивидуального занятия дефектолога с детьми 6 7 лет зпр. Конспект индивидуальной образовательной деятельности с ребенком, имеющим зпр. Игры и упражнения, используемые в программе

Возрастная группа : 3 класс.

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование :

персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.

Дидактический (раздаточный) материал:

карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятье начинать.

II. Вступительная беседа , активизация мозговой деятельности.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?

1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)

А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)

Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.

Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.

Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.

2. Гимнастика (О.А. Холодова)

а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)

Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.

б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)

А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.

в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.

Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.

III. Основная часть .

Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.

1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)

Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

Молодцы, вы настоящие скульпторы.

Если вы родились в феврале, то ваша фея - Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.

2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)

Пель + мера - ра + ни =__________ пельмени

Пи + роша - ша + гид - д =__________пироги

Бак - ак + улоп - п + чкы - ы + и =___________булочки

Тева - ва + ф + тем - м + ли =______________тефтели

Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.

Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница - Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».

3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)

(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).

Если вы появились в апреле, то ваша подруга - фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.

4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)

Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

Молодцы, вы настоящие модельеры.

Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?

5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)

Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)

Деревья над морем от ветра качались.

Две птички случайно в ветвях (повстречались)

Она хороша, как картинка.

Он тёмный, с узором на (спинке)

И небо темнело - гроза (надвигалась)

И птички, обнявшись, укрылись в листве,

А дождик стучал по зелёной (траве)

Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.

Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это - Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте - она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)

6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)

Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.

За двумя зайцами погонишься а дома лучше

Сделал дело от того и наберёшься

Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда

В гостях хорошо ни одного не поймаешь

С кем поведёшься а товарища выручай

Без труда и я скажу кто ты

Не спеши языком а лень портит

Когда я ем торопись делом

Как аукнется гуляй смело

Труд человека кормит то не вырубишь топором

Сам пропадай так и откликнется

Что написано пером я глух и нем

7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)

У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:

С латышской:

Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь

(без труда не вынешь рыбку из пруда)

С армянской:

Осталось дело до завтра - считай, что застряло

(сделал дело - гуляй смело)

С белорусской:

Языком молоть - не дрова колоть.

(не спеши языком - торопись делом)

С украинской:

В гостях хорошо есть, пить, а дома - спать.

(в гостях хорошо, а дома лучше)

Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.

8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.

Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.

9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).

Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).

Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место

Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.

Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.

10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»

Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

У каждого из вас получилось солнышко добра.

Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.

11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)

Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).

Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.

Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.

А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.

IV. Итог. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)

Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Молодцы! До новых встреч, до свидания.

Васенёва А.Г., учитель-дефектолог, ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком,

с задержкой психического развития (ЗПР)

ТЕМА: НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

СОСТАВИЛ:

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

ЛАВРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

2014 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Учить понимать и устанавливать логические, причинно-следственные связи, связи между внешними и функциональными свойствами предметов (Что к чему подходит? Что перепутал художник?).

Продолжать учить ребенка вычленять основание группировки, находить «лишний» предмет

Среди других.

2. Учить ребенка выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, учить действовать методом проб, обращать внимание на свойства предметов (форму, цвет), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения задания.

3. Расширятьноминативный и глагольный словарный запас ребенка.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мелкие движения рук, закреплять хватание щепотью, развивать целенаправленность действий.

2. Формировать зрительно-двигательную координацию у ребенка и чувство пространства на листе бумаги.

3. Развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий).

Воспитательные задачи:

1. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания;

2. Воспитывать усидчивость, желание доводить выполнение задания до конца.

3. Побуждать к отзывчивости, вызвать желание помогать.

Предшествующая работа:

Дидактические игры «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Разложи картинки правильно», сматывание клубочков ниток, шнурование, выкладывание из мозаики узоров, игры с заводными игрушками, работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов.

Материал:

Макет избушки, лесная полянка, игрушки пальчикового театра - бабка, колобок, зайчик, волк, лиса, медведь, схема дорожки колобка, фломастер, домик с запирающимися дверцами, набор ключей, дидактическая игра «Подбери по смыслу», «Путаница», «Что лишнее?», миска с крупой и горохом, тарелочка, мольберт, магниты, магнитофон с аудиозаписью, указка, пирожок.

Ход:

Дефектолог: - Сегодня я расскажу тебе сказку про новые приключения колобка.

Дефектолог сопровождает свою речь показом пальчикового театра.

Жили - были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старуха замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

Дефектолог показывает ребенку схему дорожки, по которой покатился колобок.

Задание 1 – Проведи фломастером длинную извилистую линию, покажи дорожку, по которой покатился колобок. Старайся не отрывать фломастер от листа бумаги. Молодец!

Видит бабка – нет колобка! Что делать? Где искать? Выбежала на улицу. Увидела во дворе петушка.

Бабка: - Петя – петушок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Петушок: - Дашь мне гороха, тогда покажу!

Задание 2 – Отбери горох среди гречневой крупы.

Поклевал петушок горох и показал в сторону леса – туда покатился колобок. Побежала бабка в лес и повстречала зайца.

Бабка: - Заинька - зайка, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Зайка: - Выполнишь мое задание, тогда покажу!

Дефектолог вывешивает на мольберт картинки с неправильным сюжетом.

Задание 3 – Распутай путаницу. Покажи, что на картинках нарисовано неправильно? Почему так не бывает?

Раз задание выполнено верно, то зайчик показал, в какую сторону покатился колобок.

Бабка: - Волчок – серый бочок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Волк: - Отгадаешь мои загадки - тогда покажу!

Дефектолог раскладывает на столе перед ребенком карточки.

Задание 4 – Подбери карточки по смыслу. Расскажи, что к чему подходит. Подумай!

Волк: - Ладно, скажу – вон в ту сторону покатился колобок.

Бабка: - Мишенька – медведь, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Медведь: - Решишь мою задачу – тогда скажу!

Дефектолог прикрепляет на мольберт карточку.

Задание 5 – Подумай и скажи, какой предмет на картинке лишний? Почему ты так считаешь?

Медведь: - Раз мое задание выполнено, тогда скажу – вон туда колобок покатился!

Бабка: - Лисичка-сестричка, не видела ли ты, куда колобок покатился?

Лиса: - Конечно, видела! Хотела его съесть, но передумала, я сегодня уже завтракала.

Бабка: - Помоги мне, пожалуйста, колобка найти!

Лиса: - Ну, хорошо, помогу! За лесом есть сказочный домик, только двери в нем все заперты, если сможешь их открыть, тогда и найдешь там колобка!

Поблагодарила бабушка лисичку и снова отправилась в путь. Шла она, шла, и вот – увидела сказочный домик! Хотела она открыть дверцы – не открываются! Что же делать?

Дефектолог: - Как ты думаешь? Правильно, надо найти подходящий ключ!

Задание 6 – Подбери среди нескольких ключей подходящий и отопри дверцу.

Открыла бабка дверь, и нашла колобка! Обрадовалась, взяла его и понесла домой! А тебе, Боря, бабушка приготовила вкусное угощение – за то, что ты ей помогал выполнять трудные задания и хорошо справился с ними.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!


Епишева Татьяна Павловна

Учитель-дефектолог, МАДОУ ДС № 17 "Ладушки", г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Епишева Т.П. Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний" // Совушка. 2017. N1(7)..10.2019).

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность слухового, сенсорного и моторно-двигательного внимания у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно - развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

- развитие зрительно - пространственной ориентировки;

- формирование цветоразличение;

- развитие сохранных анализаторов;

- повышение остроты зрения;

- развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

- формирование зрительного восприятия;

- закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

Комплект цифр на каждого ребенка;

- демонстрационный материал : картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);

картина с наложением (игрушки); картина с геометрическими фигурами;

Картинка леса и деревни;- пирамидка; - большая цифра 4.

- раздаточной материал : (шишки, грибочки); карточки с наложением

(игрушки); карточки с геометрическими фигурами;

Картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк, лиса);

Тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

Аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный момент

В лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают, чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю показать какие любознательные и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются. Сегодня на занятии у нас будут разные задания. И вот первое из них.

а/ Вопросы на сообразительность :

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

б/ «Назови и проходи ».(формирование цветоразличения)

(ребенок отвечает на вопрос и проходит, садится на стульчик за столом) Сережа, какого цвета у тебя шорты? Полина, назови цвет своего бантика? Кирилл, какого цвета цифры на твоей футболке? Дима, какой цвет кроме красного на твоей рубашке? Настя, в какой цвет окрашены цветочки на твоем платье?...

II . Основная часть .

1. Работа с картиной / отгадывание загадок.

а / - У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите на ней отгадки.

«Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет» (солнце )

«Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем» (елка )

«Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.

Иголок очень много, а нитки не одной» (ежик )

« Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы» (гриб )

б/ Вопросы по картине.

Сколько ежат на картине? (три )

Каких предметов по одному? (солнце, елка, гриб)
- Сколько шишек на елке? (четыре )

Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом . (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

У вас на тарелочках есть шишки и грибочки.

Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать? Сколько ты насчитал шишек? Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима?...

А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

Сколько вы положили грибков?

Чего больше: шишек или грибочков?

На сколько грибочков больше, чем шишек?

На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик». (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно - пространственной ориентировки).

Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.

У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье для каждого животного.

Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

Это корова. Она живет рядом с людьми.

Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей) Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке» (подбор определений.)

Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко… )

Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко.

Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки - дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

Яблоко - это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что

я сказала правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша , груса, г´юса, г´юфа, груша .

Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.

Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка .

Пирамидка - это что? Игрушка .

А вы знаете игрушку - «неваляшка»?

Почему ее так называют?

А еще неваляшку называют «Ванька - Встань-ка». Я вам покажу и расскажу потешку про Ваньку - Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

III . Физкультминутка. (развитие зрительно - моторной координации)

Ванька - Встань-ка, Ванька - Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным, ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY . Гимнастика для глаз. (использование электронной физминутки с показом на большом экране)

- Сейчас на улице осень. И мы с вами понаблюдаем, как ветер срывает листочки с дерева, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

- Внимательно следите глазами за падающим листочком.

Y . Работа с карточками. (развитие остроты зрения: наложение предметов).


У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

Посмотрите внимательно и скажите: какую игрушку вы увидели?

Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

- Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI . Гимнастика для глаз.

(развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

Вы внимательно и долго рассматривали картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

Последите глазами за полетом бабочки: бабочка полетела влево, полетела

вправо, полетела влево, вправо (следим только глазами); полетела вверх, вниз,

вверх, вниз.

Поморгали часто, часто - зажмурились крепко, крепко.

Поморгали часто, часто - раскрыли глаза широко, широко.

Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII . Работа с карточками (развитие мелкой моторики руки)

(развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве - листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

Теперь потренируем пальчики.

Вы сказали, что ежата любят грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

Сколько всего грибов вам надо закрасить? Сколько грибов вы еще не закрасили?

У нас мало времени, поэтому остальные грибочки вы закрасите в группе.

YIII . Итог занятия.

- Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

Какие задания были интересными?

- Какое задание было трудным?

А какое задание не вызвало затруднений?

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.

«Методическая разработка занятия для учащихся 4 класса с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Учимся внимательно слушать»

Выполнила:

Тарасова Наталья Васильевна

Педагог - психолог

МБОУ Вареновская СОШ Неклиновского района

Ростовской области

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Для достижения положительных результатов и коррекции нарушений в развитии эффективно использовать:

    Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

    Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

    Поэтапное формирование умственных действий.

    Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

    Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

    Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов
    Связь предметного содержания с жизнью.

    Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
    Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

    Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

    Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задани. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
    Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
    Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

    Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.

    Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Трудность работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья заключается в многократном повторении и изучении материала снова и снова для получения результата и касательно их поведения, потому что у них могут быть неадекватные реакции на порицания и наказания. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка. Первостепенно необходимо обращать внимание при обучении детей с нарушением интеллекта на их эмоциональное состояние, для этого важно создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации. В процессе обучения следует: использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание.

Пояснительная записка

Основная нравственно – педагогическая идея занятия : формирование слухового внимания и памяти через умение слушать и запоминать.

Формируемые ценности : самоконтроль, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательной активности

Цел ь: Развитие внимания, памяти, умения слушать и запоминать

Задачи :

Образовательные: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).

Воспитательные : воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).

Развивающие: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),

Основные термины и понятия : внимание, память, скороговорка, акупунктура, логическое, мышление

Формы и виды деятельности: специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка (массаж шариками «каштан», динамизация позы), логоритмическая игра-упражнение, активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.

Ресурсы : презентация, ИКТ, зрительная гимнастика, карточки, задания, шарики «каштан», жетоны

Конспект занятия

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организационный момент.

Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.

Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

А, сейчас мы разомнёмся:

а)Зрительная гимнастика «Три поросенка»

Б) аккупунктура работа с шариками «каштан».

Дети смотря на слайд выполняют движения только глазами

Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога

Улучшение общего самочувствия, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики.

в) интеллектуальная разминка упражнение ««Исключение понятий»» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами

Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД)

3. Вызов

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать?

Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.)

Следующие карточки - глаза, мозг

Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:

Слушать.

Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.

Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.

Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.

    Отстучать ритм.

Послушай, запомни и повтори.

Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.

Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).

    «Что звучит?»

Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите.

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.

Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)

Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

3.Разбудим язычок

Инструкция: выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики».

Дети с учителем выполняют

Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики

4. «Попугайчик». Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

Развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. (развитие познавательных, коммуникативных УУД).

Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика.

5. «Ассоциация» Инструкция: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме

Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Улучшаются внимание (его концентрация и объём), вербальная память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти),

6. Физминутка.

«У жирафа пятна..»

Инструкция: Предлагаю поразмяться и потанцевать

Ученики выполняют движения по инструкции учителя.

Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок.

Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЗОЖ.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся (улучшается внимание и память) .

7. «Игра со словами»

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление)

8 . «Составь предложение из букв».

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания (У Сашки в кармашке шишки да шашки)

Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).

9. Поиграем в игру «тихо» - «громко».

Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши.

Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков (логоритмическое упражнение).

Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме.

Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический,

музыкальный слух и внимание.

5. Подведение итога.

Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает:

– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?

Формулируют выводы, с опорой на карточки:

Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).

Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.

6. Рефлексия.

А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов.

Подсчитываются количество «умов»

Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.

Дети рисуют смайлики по своему настроению.

Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания.

Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).

Заключение

При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с детьми.

Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами. Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.

Дети, в процессе работали увлеченно, их вел соревновательный интерес (зарабатывание «умов»). С удовольствием выполняли задания, при возникновении трудностей у одноклассника старались помочь. Поставленные цели и задачи в начале занятия и на каждом этапе достигнуты полностью

Список использованных источников и литературы:

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

    Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

    Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

    О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011

    В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

    Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

    Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

    Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

    Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.

    Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.

    Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

12. Аэробика для малышей, Железнова. (диск)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание игр, используемых на занятии

Упражнение «Составь предложение из букв» (8).

В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.
Правильный ответ: "У Сашки в кармашке шишки да шашки."

Упражнение «Ассоциация» (5)

Для развития вербальной памяти можно воспользоваться следующим упражнением. Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения. Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов, относящихся к тем или иным областям знаний.

ИНСТРУКЦИЯ: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:

  1. Математика,

  2. Искусство,

    Времена года,

  3. Композиторы,

    Писатели,

На каждую из тем даётся 5 минут.

Эти темы можно давать не сразу всё, а по 2-3.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Если по теме «музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме «живопись» - 3,7 и 20,5 слов.

Упражнение «Попугайчик» . (4)

Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (дети повторяют);

то-ца-му (дети повторяют);

то-ца-му-дэ (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу(дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (дети повторяют).

Упражнение «Игра со словами» (7)

(развитие произвольного внимания).

Инструкция:

Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.

Р К А В У О С И Л Е П В Д Е У Ж Р Ь Ё К М Ь Ч Л А И

1 3 4 5 2 4 5 6 3 2 7 1 9 8 2 3 1 4 5 7 1 4 5 3 2 6

О Е О Ч С Л Г Е И К Е М Ы И Е Ш Л Н

9 6 2 5 7 1 3 10 4 8 8 1 2 7 5 3 4 6

Упражнение «Исключение понятий».

Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый , низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало , сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

ЗПР (задержка психического развития) - это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие:

  • психических функций;
  • двигательной сферы;
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени, идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок:

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;
  • развивается голос, дыхание;
  • развиваются мимика и грамотная речь;
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;
  • богатый словарный запас;
  • обеспечивают ровность спины;
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.