Дцп атонически астатическая форма симптомы. Лфк при атонически-астатической форме дцп. Физические методы лечения

Болезни

В нашей стране уже много лет действует классификация , принятая еще известным во всем мире неврологом Ксенией Александровной Семеновой. Четкая градация симптомов и проявлений заболевания помогает логопедам, психологам и врачам подбирать оптимальные варианты лечения. К примеру, атонически-астатическая форма ДЦП отличается определенными двигательными, речевыми и психическими отклонениями. Она возникает при патологиях мозжечка и лобных долей головного мозга. Такая форма недомогания считается очень тяжелой, она крайне сложно поддается лечению.

Симптомы

Еще на первом году жизни малыша родители могут увидеть снижение темпов психомоторного развития. Убедиться или разувериться в своих опасениях сегодня помогают сайты самодиагностики в Интернете. Родители отвечают на ряд вопросов, заполняя поля в электронной форме, а затем получают вероятный диагноз. Это лишь приблизительный итог, подтвердить его или опровергнуть должен специалист в медицинском учреждении.

Специалист ставит диагноз, основываясь на таких симптомах атонически-астатической формы ДЦП:

Родители могут заметить отклонения от нормы в поведении ребенка еще на первом году жизни. Как правило, малыш не может держать равновесие, координация движений у него нарушена, явно заметен тремор, движения чрезмерные. К таким последствиям приводят следующие причины атонически-астатической формы ДЦП:

  • Поражение только мозжечка. В этом случае дети не проявляют инициативу, плохо читают и пишут.
  • Поражение мозжечка и лобных долей. Тогда у ребенка могут проявиться агрессивность, недоразвитость познавательной деятельности.

Согласно исследованиям Екатерины Семеновой, у детей с этой формой ДЦП также наблюдается умственная отсталость, причем в тяжелой стадии. Врач рекомендовала направлять больных в учреждения Министерства социальной защиты. Это связано с тем, что в большинстве случаев при такой форме ДЦП ребенок не может себя самостоятельно обслуживать, а также посещать дошкольные и школьные учреждения.

Родители обычно обращаются к терапевту, когда хотят выяснить, как помочь ребенку. На вопрос, какой врач лечит ДЦП в атонически-астатической форме, можно дать такой ответ:

Во время первого визита к специалисту ребенок будет осмотрен, а родители должны будут ответить на следующие вопросы:

  1. Как давно у ребенка наблюдаются изменения в поведении?
  2. Замечали ли родители ранее отклонения в физической активности малыша?
  3. Во время вынашивания ребенка было ли диагностировано кислородное голодание?
  4. Малыш появился на свет раньше срока или согласно ПДР?
  5. Роды прошли нормально, или у ребенка была травма?
  6. Болела ли мать малыша во время беременности краснухой, сифилисом, гриппом, различные хроническими недомоганиями, в том числе, пневмонией и туберкулезом?
  7. Применялись ли средства для стимуляции во время родов?
  8. С какой массой тела малыш появился на свет?

Лечение атонической формы ДЦП

Более 80 % детей с таким видом церебрального паралича имеют сниженный интеллект. Обычно они агрессивные, негативно реагируют даже на стандартные ситуации. Кроме того, у многих больных лечение атонической формы ДЦП затруднено еще и потому, что ребенок не инициативен, подавлен, отказывается от любых манипуляций. Также у 50 % детей наблюдаются судороги, атрофируются зрительные нервы. В целом, атонически-астатическая форма ДЦП имеет крайне неблагоприятный прогноз. Однако для улучшения состояния больного, тем не менее, назначаются.

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской , но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная .

Значимость ЛФК при ДЦП

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать , которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный . Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП является одним из наиболее тяжелых и непредсказуемых видов этого заболевания.

Она развивается при врожденном поражении лобных долей и мозжечка малыша. Патология характеризуется серьезным нарушением координации движений, пониженным тонусом мускулатуры.

На атонико-астатическую форму ДЦП приходится до 10% всех случаев церебрального паралича у детей. В большинстве ситуаций причина заложена в нарушении внутриутробного развития ребенка или родов, которые спровоцировали травму малыша. Среди факторов, способных повлиять на формирование болезни:

Гипоксия, связанная с курением или гормональным дисбалансом организма беременной, перенесенными вирусными или бактериальными инфекциями. Дети с астатической формой ДЦП чаще появляются у женщин с сахарным диабетом, бронхиальной астмой или хроническим бронхитом.
Гемолитическая болезнь у эмбриона. Проблема возникает при несовпадении резус-фактора матери и ребенка. Иммунная система женщины агрессивно разрушает эритроциты плода, что приводит к повышению в крови токсических соединений. Это становится причиной длительной интоксикации мозга малыша, провоцирует недоразвитие лобных долей.
Родовые травмы. При затяжных или патологических родах возникает опасность гипоксии из-за сдавливания пуповины, многократного обвития.
Наследственный фактор. Врачи проанализировали, что у родителей, имеющих любой тип церебрального паралича, риск родить малыша с атонически-астатической формой ДЦП повышается в 5–6 раз.

Дети с подобным заболеванием чаще встречаются среди недоношенных грудничков, рожденных на 28–30 неделе беременности.

Основные признаки и проявления болезни

ДЦП атонически-астатической формы по МКБ 10 имеет международный код G80.4. Первичные признаки заболевания проявляются уже в первые месяцы после рождения:

Выраженный тремор рук и ног;
неспособность удержать головку на 2–3 месяце;
сниженный интерес к игрушкам;
малыш не может согласно срокам научиться ползать, сидеть, не пробует вставать на ножки.

Атонически-астатическая форма ДЦП характеризуется пониженным тонусом мышц, при котором конечности «не слушаются» ребенка. Из-за отсутствия координации наблюдается множество лишних движений, неспособность держать тело в вертикальном положении.

У 90% маленьких пациентов наблюдается значительное отставание умственного развития, что мешает адаптации в окружающей среде.
Особенности коррекции атонически-астатической формы.

Характеристики атонически-астатической формы ДЦП свидетельствуют, что умение сидеть развивается только к 2 годам.

У ребенка первые попытки ходить формируются лишь к 4–7 годам, он не может стоять на одной ноге или перешагивать через мелкие препятствия. У 50% пациентов имеются тяжелые проблемы развития речи и зрения.

К сожалению, статодинамические нарушения при атонико-астатической форме ДЦП не поддаются лечению. Но методы коррекции, о которых мы говорили в блоге ранее, помогают ускорить развитие основных навыков. Чаще всего используются:

Лечебная физкультура;
массаж;
акупунктура;
занятия с логопедом;
прием медикаментов по назначению невропатолога.

При диагностике ДЦП атонически-астатической формы у детей прогноз врачей относительно умения ходить и адаптироваться в обществе неблагоприятный. Коррекционная терапия может улучшить речевые навыки, но многие осложнения не поддаются лечению, провоцируют развитие хронических заболеваний.

Пример реабилитации ребенка 5 лет с атонически-астатиче­ской формой ДЦП (из видеоархива автора).

Мальчик Юра 5 лет поступил на реабилитацию по поводу ато- нически-астатической формы ДЦП.

Мальчик от первой беременности, протекавшей без осложне­ний у матери 27 лет.

Роды срочные. Длительный безводный пери­од. Стимуляция родовой деятельности. Ребенок родился в синей асфиксии. Оценка по Апгар - 5 баллов. Реанимационные меро­приятия в течение 5 минут. Далее в течение месяца находился в отделении для выхаживания новорожденных. После выписки до­мой отмечалось снижение тонуса всех групп мышц. Ребенок не держал головку. Глаза при вертикализации туловища закатыва­лись под лоб. С момента выписки домой получал ноотропы, це- ребролизин, витамины, массаж, иглорефлексотерапию. Неодно­кратно ежегодно лечился в различных реабилитационных центрах Украины и России. Положительной динамики не отмечалось. Ре­бенок признан бесперспективным с точки зрения реабилитации. Родителям неоднократно предлагали сдать ребенка в дом инвали­дов.

При поступлении к нам на реабилитацию в ноябре 1994 г. от­мечалось резкое отставание в массе, росте и других возрастных параметрических данных. Зубы: 2 верхних и 2 нижних резца. В возрасте 5 лет ребенок по росто-весовым показателям выглядел как полуторогодовалые дети. Активные движения в конечностях вялые низкоамплитудные. При вертикализации туловища отмеча­лась кратковременная фиксация глаз в среднем положении 2-3 секунды, затем глаза закатывались под верхний край глазниц. Головка удерживалась ребенком 1-2 минуты в вертикальном по­ложении. В горизонтальном положении, лежа на животе, ребенок пытался поднять головку, но повернуть ее не мог. Пытался со-

гнуть ноги в тазобедренных суставах и ползти, но сил не хватало. Кормление из соски. Ребенок, со слов мамы, никогда не плакал за все 5 лет жизни. Все рефлексы резко снижены. Со слов родителей, последний год ребенок стал периодически подавать слабые звуки. За период осмотра не издал ни звука. На КТ головного мозга гру­бой патологии не обнаружено.

Реабилитация. С первого дня ребенку отменены ноотропы и церебролизин. Назначен элеутерокок по 10 капель однократно ут­ром в течение месяца. Витамин «С» 0,25 г, «кальцинова» 3 раза в день. Рекомендовано давать ребенку больше воды, соков. Одно­временно начаты процедуры по авторской технологии (см. описа­ние процедур) 2 раза в день утром и вечером. Общий интенсив­ный массаж всего тела и конечностей. Интересно, что уже на вто­рой день к вечеру после трех процедур ребенок смог поднять голову и самостоятельно перевернуться в постели. На третий день он уже плакал и пытался активно сопротивляться процедурам, хотя был еще очень слаб. Мать отметила резкое возрастание аппе­тита у ребенка. К концу недели ребенок смог самостоятельно си­деть без поддержки в постели, активно гулил и издавал различные звуки. Стал тянуться к ярким игрушкам. Резко увеличился тонус в ногах и руках, к концу второй недели ребенок активно пытался ползать, перекатывался со спины на живот, с живота на спину, пытался приподняться в кроватке. К концу второй недели мать отметила прорезывание новых зубов. Выписан через 2 недели для поступления на продолжение реабилитации через 3 месяца.

Через три месяца после первого курса интенсивной реабилита­ции параметрические характеристики ребенка (рост, вес) соответ­ствовали возрасту 3-х лет. Количество зубов увеличилось до 15. Движения в руках в полном объеме, определялся некоторый ги­пертонус сгибателей верхних и нижних конечностей. Ест само­стоятельно. Может ходить, туловище держит прямо, но отмечает­ся преобладание тонуса сгибателей и ротация стоп внутрь. Гово­рит косноязычно, но словарный запас большой. Читает стихи. Память у ребенка хорошая. Удивительно, что ребенок пытается рассказать с эмоциями и подробностями о первых днях реабили­тации.

2-й курс реабилитации продолжался в течение 2-х недель с применением лечебного костюма ДК (см. описание в следующих главах). Ребенок стал чище говорить, считать до 20. Научился ез­дить на 3-колесном велосипеде, что и делал целыми днями. Ноги за период реабилитации вытянулись, распрямились, но сохрани­лась незначительная ротация стоп внутрь.

В течение года родители ребенка использовали лечебный кос­тюм ДК. Наблюдение через год показало, что ребенок ускоренно развивается. На момент осмотра ребенок по росто-весовым пока­зателям отставал от сверстников на один год. Интеллект ребенка был даже выше, чем у сверстников. Знает много стихов, может чи­тать, пишет печатными буквами, считает до тысячи. Ходит и бега­ет свободно, но сохраняется небольшая ротация стоп вовнутрь.

Этот пример убедительно свидетельствует о том, что атони- чески-астатические формы ДЦП даже быстрее поддаются кор­рекции, чем спастические формы. При проведении первого курса реабилитационных мероприятий детям с атоническо-астатиче­ской формой ДЦП необходимо назначать жесткий общий массаж всего тела и конечностей. На определенной стадии восстановле­ния у такого ребенка будет отмечаться клиника, напоминающая спастическую форму ДЦП с преимущественным нижним парапа­резом. Но эта клиника будет отличаться от истинной формы спас­тической параплегии отсутствием спастических, неуправляемых движений, отсутствием гиперрефлексии и гиперэстезии. Эту кли­нику можно объяснить «синдромом укороченных мышц», разви­вающимся вследствие быстрого роста костей и отставанием роста и развития отводящей и разгибающей мускулатуры. Физиотера­пия, массаж, ЛФК приводят к ускоренному развитию мускулату­ры, нормализуют баланс мускулатуры, выравнивают осанку, устраняют ростовые деформации длинных трубчатых костей. Ускоренный рост и прорезывание зубов в первый месяц реабили­тации являются объективным критерием положительной динами­ки реабилитационного процесса и развития организма.

5947 0

Носит также название «вялой» формы. Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса. Ребенок не может контролировать движения головы, конечностей, туловища. Имеются также нарушения координации движений и равновесия, но это симптомы не являются доминирующими. Другая особенность этой формы заключается в том, что двигательные нарушения непременно сочетаются с резкой задержкой развития речи и психики.

В положении на спине ребенок вялый, малоподвижный. Тонус мышц снижен, причем в руках меньше, чем в ногах. Движения рук более активны.

Голову ребенок начинает держать только после 6 месяцев Если его взять под мышки, он не может удержать вертикальную позу, голова и туловище наклонены вперед. В положении на животе — не в состоянии держать голову в течение длительного времени и опираться на руки.

Сидеть ребенок начинает в полтора-два года. В этом положении ноги широко разведены, повернуты (ротированы) наружу. Выражен кифоз грудного отдела позвоночника. Поза неустойчива, туловище раскачивается из стороны в сторону. Устойчивость появляется в 4-6 лет.


Стоять ребенок начинает с 4— 8 лет, широко расставляя ноги и держась за руку взрослого или опору. Без поддержки он падает под действием силы тяжести, при этом защитная реакция рук и компенсаторные движения туловища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Удержание туловища у больного происходит с опорой на пятки при рекурвации (переразгибании) коленных суставов. Голова и туловище наклонены вперед, тазобедренные суставы находятся в состоянии сгибания, голени отклонены назад, стопы плосковальгусные. Поза в значительной степени обусловлена выраженной слабостью четырехглавой мышцы бедра.

Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет, и только на небольшие расстояния. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью. Дети часто падают. Ноги при ходьбе широко расставлены.

У 80-90 % детей отмечается выраженное снижение интеллекта, нарушение речи. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться.

Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.

А.С. Левин, В.В. Николаева, Н.А. Усакова